Оглавление

Б.А.Орлов. «Записки летчика-испытателя»

30 августа 1963 года. Самолет МиГ-15 УТИ, полетов - 2, время 0 часов 16 минут. Самостоятельный вылет

<< начало

    Где-то летом 1964 г. в ШЛИ появились необычные для этого сурового заведения люди, а именно. Женя Мартова, Наташа Проханова, Лида Зайцева, Марина Соловьева - летчики-инструкторы учебных центров ДОСААФ, летавшие на реактивных самолетах, и Людмила Соловова, спортсменка-летчица, инженер ЛИИ.
    Тогда авиацию ДОСААФ возглавлял Алексей Константинович Пахомов. прекрасный в прошлом летчик-истребитель и испытатель, хорошо относившийся к молодежи и поддержавший идею установления женщинами авиационных рекордов. Вот при нем и началась женская "рекордная эпопея": Марина Попович стала готовиться к рекордам в ГК НИИ ВВС, Галя Корчуганова и Розалия Шихина - в ЦАК с помощью КБ Яковлева, а вышеназванная группа девчат - в школе летчиков-испытателей.
    Получилось так, что девушки больше всего летали в нашей группе, у Н.И.Нуждина: наверное, потому, что мы к тому времени почти закончили основную программу и наш инструктор был посвободнее. Все девушки летали хорошо, быстро закончили программу на МиГ-15 и стали летать на МиГ-21. Почти всегда в заднюю кабину "спарок" Нуждин сажал меня, видимо, для увеличения моего небогатого реактивного налета. С девушками я летал и раньше, в аэроклубе, поэтому мог сравнивать их технику пилотирования с мужской.
    Что я могу сказать о женщинах-летчицах? По-моему, нет какой-то типично женской манеры летания: кто летает хорошо, кто похуже - точно так же, как и мужчины. Если не знаешь, кто пилотирует самолет, то и не определишь никогда, кто там "рулит" - матерый суровый пилотяга или элегантная женщина... Выносливости женщинам не занимать, особой физической силы при пилотировании современных самолетов не требуется, переносимость перегрузок у всех - и мужчин, и женщин - вещь сугубо индивидуальная, зависит не от пола, а от физической и психологической подготовленности. Я видел, как после трудного силового пилотажа крепкие ребята тяжело выбирались из кабин Як-18П и брели в тенек, полежать на травке, а тоненькая Алка Шихина, лепетавшаяся до аварийного остатка на таком же пилотаже, легко выскакивала из "Яка" и бежала к Порфирову с просьбой дать ей еще полетик...
    Так что летать женщины могут, и многие делают это совсем неплохо.
    Но, что греха таить, у большинства мужчин-авиаторов, к которому я отношу, увы, и себя, существует к летчицам такое, я бы сказал, скептически-снисходительное отношение. В основе его лежит, я думаю, укоренившееся и устойчивое мнение, что женщины не должны заниматься истинно мужским делом (ведь даже есть литературный штамп - "мужественный авиатор"), и то, что отдельные женщины добиваются очевидных успехов в этом деле, воспринимается скорее как исключение, чем как правило.
    Кое-какие основания для этого имеются: не секрет, что женщины по своей природе эмоциональнее мужчин, а излишняя эмоциональность в летной профессии не всегда желательна. Я знал одну летчицу, которая, видя, что не может точно выдержать режим полета, бросала штурвал Ил-12 чуть ли не со слезами: "Ах, ничего-то у меня не получается!" Не думаю, чтобы мужик, самый бестолковый, был способен на такое: сопел бы, мучился, но штурвал бы не бросил, пока б не отняли...
    И другое. Постоянно чувствовать такое отношение к себе. о котором я говорил выше. наверное, не очень приятно. По моим наблюдениям, это вызывает порой ответную реакцию в виде некоторой, так сказать, ершистости, готовности дать немедленный отпор любым, даже кажущимся поползновениям на свой статус летчика, повышенную чувствительность к замечаниям, даже и по делу, и иногда стремление доказать всем маловерам, что "я могу сделать лучше, чем вы, мужики". Это частенько приводит к натянутым отношениям в экипаже и в летном коллективе. Поэтому летные начальники неохотно принимают на работу женшин, хотя я не припомню, чтобы по вине летчика-женщины случилось летное происшествие.
    Женщинам в авиации нелегко; трудно пробиться в летчики не только по тем причинам, о которых я упомянул: здесь и семейные обстоятельства, и крайне ограниченное число учебных заведений, где женщина может получить летную специальность. Но все-таки самые упорные и сильные добиваются своего.
    Наши девушки прошли подготовку к рекордным полетам и стали летать уже непосредственно на рекорды. Наташа Проханова установила рекорд высоты при наборе динамического потолка, Лида Зайцева побила прежний рекорд высоты в установившемся полете. Женя Мартова очень хорошо слетала на дальность - на обычном МиГ-21 пролетела две тысячи километров!
    В полете Марины Соловьевой едва не произошло ЧП (чрезвычайное происшествие): она разогнала свой МиГ-21 до немыслимой скорости. почти 1500 км/час - на 300 км/час больше, чем разрешено на этом самолете! "МиГ" все вытерпел, только после полета пришлось выгребать остатки форсажных коллекторов из выхлопного сопла...
    Дело в том. что при разгоне заданного числа М ( отношения истинной скорости полета к скорости звука на данной высоте) нужно строго выдерживать высоту полета, ни в коем случае не "прижимая" самолет для увеличения скорости, так как с уменьшением высоты (и ростом температуры) растет скорость звука, и, несмотря на увеличение приборной скорости, увеличения числа М может и не произойти. Марина упустила контроль за высотой и приборной скоростью, видела только медленно увеличивающееся число М, далекое от того, на котором нужно было выполнять полет, и все больше теряла высоту, разгоняя машину. В итоге приборная скорость превысила ограничение.
    Справедливости ради скажу, что подобные ошибки допускали и гораздо более опытные летчики, чем Марина: один разогнал МиГ-21 почти до 1600 км/час, другой - МиГ-25 до такой же скорости да вдобавок еще превысил допустимую перегрузку чуть ли не в два раза! МиГ-21 остался невредим, МиГ-25 пришлось списать...
    Я называю скорость 1500-1600 км/час фантастической (по тем временам), хотя известно, что МиГ-21 достигает скорости более 2000 км/час, а МиГ-25 - 3000 км/час. Но те скорости - это так называемые истинные скорости полета относительно земной поверхности (если не учитывать ветер), а истинная скорость тем больше, чем больше высота, и может быть очень большой на большой высоте при весьма скромной приборной скорости. Приборная же скорость пропорциональна давлению набегающего потока воздуха, и её максимальное значение ограничивается прочностью самолета и двигателя. Поэтому превышать приборную скорость опасно, самолет имеет право разрушиться.
    Все это летчики обязаны знать, но иногда не хватает внимания за всем уследить, особенно при выполнении боевой задачи, вот и несутся самолеты за всякие ограничения... Сейчас на самолетах устанавливают различные устройства, помогающие летчику справиться с машиной, но все равно главная ответственность за безопасное управление летательным аппаратом ложится на экипаж.

<< 30 августа 1963 27 мая 1965 >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100