Оглавление

В.Н.Кондауров. «Взлетная полоса длиною в жизнь»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ИСПЫТАНИЯ НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ

I

    Через полтора месяца, после прохождения обязательной в таких случаях врачебно-лётной комиссии и подписания приказа Главнокомандующего о назначении, я прибыл на новую службу, получив за это время звание "старший лейтенант".
    Войдя в лётную комнату, где располагался лётный состав, я увидел вокруг длинного стола большую группу военных, шумными возгласами и энергичными жестами сопровождавших игру двух шахматистов. Это были болельщики, которые спорили и обсуждали очередной ход не только друг с другом, но и с самими игроками, нередко сами передвигая фигуры на доске. Игрок же или утверждал ход молчаливым кивком головы, или возвращал фигуру на место, сопровождая это действие какой-нибудь риторической фразой, например: "Этот ход не достоин моего партнёра". Это была самая настоящая коллективная игра. Когда меня представили, все взоры обратились на короткое время ко мне больше с удивлением, чем с любопытством. Вопросов не задали, игра возобновилась, и я, присев на край дивана, огляделся. Вокруг были одни старшие офицеры в возрасте от тридцати до пятидесяти лет. Каждый занимался своим делом: кто-то подрёмывал в кресле, одни читали, другие играли или беседовали друг с другом. И если бы не отдельные из них, заходившие в лётной форме, можно было подумать, что сегодня полётов нет. Каждый раз, когда кто-либо из офицеров проходил мимо, я вскакивал, приветствуя стоя, как положено по Уставу. Через несколько минут стройный, высокий майор лёгкой упругой походкой подошёл ко мне и представился:
    — Кузнецов Александр, можно просто Саша. Ты что всё вскакиваешь, как "Ванька-встанька"?
    — Но как же мне быть, я ведь должен приветствовать?
    — Если ты так будешь вскакивать целый день, то когда же ты будешь заниматься делом? Эти полковники твои старшие товарищи, а не начальники. Такие же лётчики, только гораздо опытнее.
    — Всё это для меня очень сложно сейчас.
    — Ничего, начнёшь работать — привыкнешь.
    Этот весёлый, не лишённый чувства юмора лётчик со значком мастера спорта на кителе, родом из Средней Азии, был хорошо эрудирован, любил литературу и прошёл нелёгкий путь, прежде чем стать испытателем.
    Следом подошли ещё два офицера. Один, высокий и мощный, как колосс, капитан — с удивительно большой доброжелательностью протянул свою ручищу и произнёс мягким басом:
    — Виталий Жуков. Ты где остановился?
    — Сказали, что до получения квартиры буду жить в гостинице.
    — Значит, будем вместе. Если что непонятно, подходи, спрашивай, хорошо?
    — Спасибо, обязательно.
    Виталий, уроженец Украины, из запорожских казаков, прибыл незадолго до меня и, кажется, был единственным холостяком среди лётного состава. Вторым протянул руку майор с солидной внешностью, широким лицом и густыми иссиня-чёрными волосами.
    — Майоров Вячеслав. Тебя в какую эскадрилью зачислили?
    — В первую.
    — Я тоже в первой!
    — Чем же вы занимаетесь?
    — Авиацией ПВО.
    — Но я ведь с ВВС!
    — Это не важно. Начнёшь на своих летать, а потом всё равно комплексником станешь.
    — Что это значит?
    — Каждый из нас должен найти в работе главное направление, чтобы стать высоким специалистом, но это не исключает участия в испытаниях объектов других родов авиации.
    Неожиданно, как по команде, все офицеры встали, прекратив свои дела. В комнату решительным шагом вошёл широкоплечий седовласый мужчина в лётной куртке. На его смуглом, властном лице и в карих глазах можно было прочесть силу воли, твёрдость характера и доброту души.
    — Прошу садиться, — произнёс он на ходу спокойным, низким голосом и сел, окидывая всех внимательным, всё понимающим взглядом.
    — Кто это? — спросил я шёпотом у соседа.
    "ВГ", — ответил он коротко. Я непонимающе взглянул на него, но тут заговорил командир.
Ставлю задачу. Завтра боевая работа: уничтожение беспилотной мишени новой опытной ракетой "воздух-воздух" с самолёта Е-155. Ведущий лётчик полковник Кабрелёв, прошу доложить готовность.
    Поднялся офицер, годившийся мне в отцы:
    — Бортовая РЛС функционирует, контрольные готовности ракет к пуску проходят, электроцепи управления вооружением проверены, — не торопясь, вдумчиво доложил лётчик.
    — Садитесь, Пётр Филиппович. Лётчик облёта мишени? — вопросительно обратился к собравшимся "ВГ". Поднялся стройный подполковник со Звездой Героя на груди:
    — Мишень облётана, замечания устранены, программа полёта уточняется.
    — Должен сказать, что вероятность уничтожения мишени новой ракетой пока невелика. Ответственный за боевую работу, Вы выделили пару истребителей для подстраховки? — обратился "ВГ" к молодому, симпатичному полковнику.
    — Так точно! Лётчики — подполковник Плюшкин и подполковник Гудков.
    — Где они?
    Все повернули головы в одну сторону. В самом углу, в кресле, с книгой в руках сидел коренастый светловолосый офицер и, казалось, слегка подрёмывал.
    — Плюшкин! — воскликнул "ВГ", и сидевший в кресле открыл глаза. — Вам что, нечего сказать?
    — Да что тут говорить, Василий Гаврилович, Вы же знаете, всё будет, как надо. Никуда она от нас не денется, — ответил лётчик уверенно.
    — А где второй? — наступило всеобщее молчание. — У нас что, не всем лётчикам..., — начал было "ВГ" сурово, с расстановкой, нахмурив брови. Но в этот момент дверь распахнулась, и на пороге появился запыхавшийся Гудков с виноватым и одновременно радостным выражением на лице.
    — Вы где ходите? — спросил командир явно недовольным тоном.
    — Я тут, рядом, на свалке немного пошарил..., — комната вздрогнула от хохота.
    — Гудков, я знаю, что у Вас, как говорится, руки золотые, но надо, чтобы на службе и голова золотая была, — улыбаясь, сказал "ВГ". Лётчик смущённо пригладил на голове свои каштановые волосы и выразительно развёл руками. — Хорошо, будем считать, что все всё поняли. Но завтра быть готовыми в полном объёме, как штыки. Свободны!
    Продолжая сидеть, я смотрел в окно неподвижным отсутствующим взглядом и думал: "Сколько же мне надо работать, чтобы стать равным среди них? Хватит ли у меня сил и способностей, чтобы освоить всё необходимое?". Но желание стать испытателем было так огромно, что я решительно отбросил эту трусливую мысль. Вдруг моё внимание привлекло что-то движущееся за окном. Я всмотрелся и остолбенел — по рулёжной дорожке мимо проруливал необычный самолёт. И не просто необычный, а уродище какое-то! Он имел широкий хвост с двумя килями и широкими, огромными соплами от двух двигателей. В носовой части фюзеляжа, по бокам, бросались в глаза большие прямоугольные воздухозаборники. Мало того, самолёт был окрашен не в обычный и уже привычный для нас серебристый цвет, а в тёмно-серый, что придавало ему какой-то мрачный и даже таинственный вид.
    — Что это? — воскликнул я изумлённо.
    — "Фантомас", — ответил стоявший рядом Кузнецов и, видя мой удивлённый взгляд, пояснил: — Е-155, скоростной высотный перехватчик для ПВО, опытный экземпляр, проходит государственные испытания.
Так я впервые увидел известный потом всему миру самолёт МиГ-25П. Сейчас уже никого не удивить такой конструктивной схемой. Они летают по всему миру: F-15, МиГ-29, F-18, Су-27.
    — Да-а, — протянул я восторженно, — неужели и мне придётся полетать на таком?
    — Сынок, — засмеялся Саша, — не горюй, проживёшь с моё — и не на таких полетаешь.
    С этого дня и на долгие годы меня так и звали — "Сынок". Небольшое двухэтажное здание в жилом городке называлось "лётной гостиницей", потому что в ней, кроме молодых испытателей, не успевших получить квартиру, проживали и "старики", решившие сохранить свои московские квартиры и несколько лет, оставшихся до пенсии, прожить так — "по-холостяцки". В первые же вечера я узнал там много интересного. Оказалось, что "ВГ" — это начальник службы лётных испытаний. На испытательную работу был направлен во время Великой Отечественной войны, прямо с фронта. Незаурядные способности позволили ему, с семиклассным образованием, стать не только прекрасным испытателем, но и руководителем самих испытаний. Его заместитель, Пётр Кабрелёв, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского и, конечно, "знал, что такое интеграл". А командир эскадрильи В.С.Котлов, Герой Советского Союза и Вьетнама, скромный трудяга, не одну машину испытавший на штопор, был заядлым рыбаком и охотником. В.Г.Плюшкин — единственный лётчик, кто испытал МиГ-21 на инерционное вращение, а в штопоре он чувствовал себя "как дома". Не один раз представлялся к званию Героя, но так и не получил. По характеру малоразговорчивый, он иногда мог часами читать наизусть стихи Пушкина. Занимавшийся испытаниями самолётов-мишеней Ф.Д.Богданов был известен тем, что 27 раз катапультировался только потому, что в своё время мишень Ил-28 не могла взлетать без лётчика. Фёдор приводил её в зону сбития и... покидал навсегда.
    С первых же шагов пришлось изучать неписаные законы внутренней жизни лётчиков. Сижу, к примеру, изучаю Инструкцию, и вдруг тишина. Оглянулся — никого. "Странно, — подумал я, — скоро обед, а всех как будто ветром сдуло". Через час лётчики шумно ввалились в комнату:
    — Сынок, что это ты обед пропускаешь?
    — А куда вы так внезапно исчезли?
    — Ты что, не слыхал команду?
    — Какую?
    — "Две минуты".
    — Ну, и что?
    — Это и есть команда для отъезда в столовую. Через две минуты все должны быть в автобусе.
    Однажды ко мне, как к самому молодому, в очередной раз подошёл один из полковников и попросил:
    — Сынок, съездил бы ты за минералкой. Я был погружён в изучение Инструкции и с нетерпением ожидал тот день, когда, наконец, взлечу на новом для меня самолёте.
    — Вы же видите, как я занят. Некоторые ничего не делают, пусть съездят.
    Офицер отошёл, не сказав больше ни слова. Зато на первом же собрании "старики" так аккуратно пропесочили меня, что в дальнейшем я уже никогда не отказывал коллективу. А Пётр Филиппович Кабрелёв ещё подлил масла в огонь:
    — У нас появились молодые лётчики, которые только и думают, как бы за ручку подержаться (имеется в виду "любят полетать"). Может быть, они считают, что у них достаточно инженерного образования для профессии лётчика-испытателя?
    Такой "тонкий" намёк в мой адрес подстегнул меня в этом же году подать документы в МАИ, на вечерний факультет.

Рейтинг@Mail.ru Топ-100

<< Часть первая Глава II >>