«История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг»
Глава 1. Самолеты ОКБ О.К. Антонова
Самолеты Ан-20 и ВТ-22
Ан-20 (изделие "Ю") (рис. 39) - десантно-транспортный самолет для перевозки боевой и инженерной
техники общей массой до 40 т, например танка Т-54 (36 т) с боекомплектом и
расчетом, с возможностью воздушного десантирования моногрузов до 16 т. Самолет
оснащен двумя ТВД НК-12М конструкции Н.Д. Кузнецова мощностью 15 000 э.л.с.
каждый с четырехлопастными реверсивными соосными винтами диаметром 6,4 м.
Ан-20 представляет собой моноплан цельнометаллической
конструкции с высокорасположенным крылом и однокилевым оперением. Для
обеспечения десантирования хвостовая часть фюзеляжа приподнята вверх и в ее
нижней части организован большой грузовой люк, который имеет ширину проема 3,8 и
длину 10,1 м. Он закрыт передней и задней створками. В задней створке имеется
люк шириной 2,8 м и длиной 2,4 м, закрываемый двумя створками. Передняя створка
является трапом. При воздушном десантировании створка устанавливается в
горизонтальное положение и служит продолжением трапа, а задняя отклоняется кверху.
Рис.39. Десантно-транспортный самолет Ан-20 (модель) |
Крыло самолета трапециевидной формы в плане размахом 58 м и площадью 278,8 м2, кесонного типа, снабжено двухщелевыми выдвижными закрылками, выпуск и уборка которых осуществляются гидроподъемниками с электродистанционным управлением. Шасси состоит из передней опоры с двумя колесами (1100х400 мм) и двух основных опор с тележками из четырех колес (1450х520 мм). Уборка опор шасси осуществляется следующим образом: передняя - вперед в нишу фюзеляжа, основные - вперед в обтекатели шасси. Давление в пневматиках колес позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых аэродромов.
Оборонительное вооружение - кормовая установка из двух 23-мм пушек АО-9, управляемая автоматически от РЛС или - при отказе станции - дистанционно бортинженером из кабины экипажа.
При нормальной взлетной массе 108,3 т самолет на высоте 8000 м развивает максимальную скорость 690 км/ч; при максимальной десантной нагрузке 40 т дальность полета равна 2700 км, а при 25 т - 5000 км; практический потолок - 12 000 м: длина разбега - 1000 м; длина пробега - 1200 м.
В июне 1958 г. был выполнен эскизный проект Ан-20, а в августе 1960 г. работы были остановлены по указанию ГКАТ.
ВТ-22 (1960 г.) - дальнейшее развитие десантно-транспортного самолета. Он был рассчитан на перевозку грузов и техники до 50 т на расстояние 3500...4000 км, а также воздушное десантирование моногрузов до 15 т.
ВТ-22 - моноплан с четырьмя ТВД НК-12МВ, высокорасположенным крылом (размах 52,8 м) типа "обратная чайка" с изломом у внутреннего двигателя и однокилевым оперением. Крыло может быть оборудовано системой УПС. Шасси состоит из двухколесной передней опоры и четырех основных опор с тележками из четырех колес.
Габаритные размеры грузовой кабины (30,0х4,4х4,4 м) позволяют решать задачу транспортировки практически всей боевой и инженерной техники.
По расчетам при взлетной массе 170 т крейсерская скорость - 650 км/ч, практическая дальность с десантной нагрузкой 50 т - 3500 км.
Проект самолета ВТ-22 послужил базой для создания Ан-22.