Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

«Я благодарна судьбе, что все так получилось...»

Галина Викторовна РАСТОРГУЕВА

    После публикации интервью «Единственная и неповторимая» («ЖВ» №27 от 2 июля 1997 г.) с дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР, депутатом Государственной Думы С.Е.Савицкой в редакцию позвонила Галина Викторовна Расторгуева и сказала: «Я тоже окончила ШЛИ». После этих слов наш корреспондент сразу же предложил встретиться: надо срочно восстанавливать «историческую справедливость».

    — Галина Викторовна, почему Вы решили пойти учиться в Школу летчиков-испытателей Минавиапрома?
    — Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассказать о том, как я пришла в большую авиацию. После окончания Московского авиационного института в 1959 г. я начала работать инженером по эксплуатации электрооборудования тяжелых самолетов в Шереметьеве. Одновременно летала инструктором-общественником в аэроклубе. Летать начала в 1955 г. в аэроклубе, учась в МАИ. В 1960 г. экстерном закончила Центральную планерно-вертолетную школу ДОСААФ. В 28 лет стала «Отличником Аэрофлота». Постоянно в течение пяти лет с 1961 по 1965 г. просилась, чтобы меня взяли на летную работу. У меня была одна цель — летать. Полеты в аэроклубе уже были пройденным этапом, хотя в аэроклубе я много летала на самолетах, планерах и вертолетах.
Виктор Леонидович Расторгуев (1910-1945) - известный советский летчик-испытатель, планерист, мастер спорта СССР. Установил на планерах ряд всесоюзных и мировых рекордов. До и во время Великой Отечественной войны провел цикл особо сложных испытаний истребителей ОКБ А.С.Яковлева. Погиб при исполнении служебных обязанностей.
    — Почему Вы решили стать вертолетчицей?
    — Как только села в вертолет и полетела самостоятельно, поняла — это мое.
    — Став «Отличником Аэрофлота», Вам все же удалось склонить чашу весов в свою пользу?
    — В конечном итоге — да. Начальник учебных заведений Гражданской авиации СССР, отговаривая, убеждал меня, что в Кременчугском училище жить придется в казарме вместе с парнями. К этому времени я уже вышла замуж и родила сына. В общем, меня стращали разными трудностями, но я не сдалась. Когда приехала в Кременчуг, то оказалось, что многие проблемы надуманы. Я жила в общежитии училища вместе с девушками-библиотекарями.
    — А где в это время был Ваш маленький сынишка?
    — Оставался с мужем в Жуковском. А во время второго приезда в Кременчуг я взяла сына с собой, так как муж был в командировке, и начальник летного училища Чернов определил сына в детский сад.
    — Как проходила учеба в Кременчуге?
    — В Кременчуге я прошла курс обучении за три месяца вместо двух лет. В Кременчугское летное училище ездила дважды; в первый раз в 1965 г. освоила пилотирование вертолета Ми-4, а в 1967 г. — пилотирование вертолета Ми-8. Закончив училище, стала работать в Московском вертолетном отряде ГА. Через некоторое время случайно узнала, что Валентина Степановна Гризодубова ищет для летно-испытательного центра своего НИИ — НПО «Взлет» летчицу для проведения летных испытаний. От кандидата на эту работу требовалось наличие диплома летчика и диплома авиационного инженера. В отличие от других кандидаток у меня было и то и другое. Встретиться с В.С.Гризодубовой удалось только через полгода. Валентина Степановна взяла меня на свою фирму с годовым испытательным сроком. Только Валентина Степановна могла добиться, чтобы у нее на фирме женщины-летчицы могли проводить летные испытания. В сентябре 1967 г. я была принята на должность летчика в НИЛИЦ, так тогда называлось НПО «Взлет», Через полгода стало ясно, что летать я умею, и Валентина Степановна решила направить меня в Школу летчиков-испытателей Минавиапрома.
Для получения разрешения установить новые мировые рекорды на вертолете Галине Викторовне Расторгуевой пришлось обращаться с письмами в ДОСААФ к А.Я.Покрышкину и министру авиационной промышленности П.В.Дементьеву. Вертолет Ми-24 предоставило ОКБ им М.Л.Миля по личному распоряжению генерального конструктора М.Н.Тищенко. Большую помощь в подготовке оказал заслуженный летчик-испытатель СССР Феликс Михайлович Воробьев. За установление серии мировых рекордов Г.В.Расторгуевой было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР», а Л.А.Полянской - «Мастер спорта СССР международного класса», Ф.М.Воробьеву - «Заслуженный тренер СССР».
НИЛИЦ входил в состав Министерство радиопромышленности. В.С.Гризодубова запросила одно место в ШЛИ МАП, ни слова не говоря о том, что направит женщину. Однако тогдашний министр авиапромышленности Петр Васильевич Дементьев в конце концов узнал и не разрешил принять меня в ШЛИ. Встал вопрос: «Что делать в такой ситуации?» В ЛИИ и ШЛИ многие меня хорошо знали, знали и помнили моего отца - летчика-испытателя Виктора Леонидовича Расторгуева. Ныне покойные Евгений Иванович Пугаев и Николай Александрович Бессонов решили мне помочь. Они составили для меня программу летной подготовки, списав ее с аналогичной программы, по которой ранее готовился Анатолий Демьянович Грищенко. Анатолий Демьянович получил свидетельство об окончании ШЛИ, пройдя курс индивидуальной подготовки и совмещая учебу с работой ведущего инженера. Теоретическую часть я могла пройти на курсах повышения квалификации летчиков-испытателей и ведущих инженеров МАП. К августу 1968 г. я уже имела налет более 1000 часов. Очень заинтересованно и доброжелательно к моей просьбе отнесся инспектор Управления летной службы МАП А.Смирнов. Он дал «добро» на обучение по индивидуальной программе. Очень деятельное участие в моей подготовке по программе ШЛИ принял работавший в то время в Школе Анатолий Иванович Загоруйко. Осенью 1968 г. я приступила к занятиям. Два месяца у меня ушло на теорию на курсах повышения квалификации, а затем с 4 ноября 1968 г. начала летать. Инструкторами у меня были Е.И.Пугаев, Н.А.Бессонов, много помогал Олег Григорьевич Кононенко, за что я им очень благодарна. Они видели и понимали, что человек очень хочет летать, и бескорыстно помогали освоить все режимы пилотирования вертолета, причем параллельно своей основной испытательной работе. Мне очень много помогали штурманы В.Ф.Токаев и Ю.Г.Шестаков. Я также не могу не вспомнить добрым словом инженеров по эксплуатации Р.К.Кожурина, Г.И.Кобеца, Г.Е.Мартышкина и А.И.Огель. Эти высококлассные специалисты искренне помогали и переживали за все мои успехи и неудачи при обучении,
    — Что произошло после того, как Вы отлетали с инструкторами положенное число часов?
    — В конце февраля 1969 г. Александр Сергеевич Розанов, начальник ШЛИ, заполнил свидетельство об окончании ШЛИ и присвоении квалификации «летчик-испытатель 4-го класса» и повез его в МАП. Ему удалось убедить высокое начальство в министерстве, что можно и нужно подписать свидетельство. Так я получила диплом № 74 об окончании ШЛИ. Приказом министра радиопромышленности СССР за № 117-К от 21 марта 1969 г. мне была присвоена квалификация «летчик-испытатель 4-го класса МАП СССР». Методика обучения в ШЛИ была уникальной. С формулировкой С.Е.Савицкой — «...Бросали в воду и смотрели, выплывет или нет» - я не согласна. Степень самостоятельности слушателя, а значит, и его ответственность при обучении были настолько велики, что у слушателя создавалась иллюзия неограниченной свободы в воздухе Однако за правильной «постановкой на крыло» пристально наблюдали опытнейшие педагоги. Просто главной задачей обучения были выработка профессионализма, самостоятельности и ответственности, а в методику обучения заложен опыт лучших летчиков страны с мировыми именами.
    — А что было потом?
    — Восемнадцать пет я проработала летчиком-испытателем в ЛИЦ НПО «Взлет», стала летчиком-испытателем 1-го класса. Налетала около 4000 часов практически на всех вертолетах, созданных в ОКБ им. М.Л.Миля. Мне очень нравился вертолет Ми-24. На нем я вместе со штурманом Людмилой Александровной Полянской установила восемь мировых рекордов по скорости полета и скороподъемности.
    Летать пришлось по всей стране. Работала на Черном море, в Арктике, в Поволжье, в Казахстане на полигоне возле оз. Балхаш и в других местах. 6 1992 г. совершило вместе с Л.А.Полянской на вертолете Ми-24 перелет по маршруту Москва — Чукотка — Аляска — Майами (США). Вместе с вертолетом сопровождения Ми-8 прошли расстояние 19 156 км за 85 часов 46 минут.
    — Галина Викторовна, Ваш путь на испытательную работу уникален. А были ли у Вас чрезвычайные ситуации в воздухе?
    — Да, были. Хотя я асе делало для того, чтобы в воздухе ЧП не произошло. Всегда тщательнейшим образом готовилось к полету. Еще работая в «Аэрофлоте», не вертолете Ми-8 в воздухе произошел отказ основной гидросистемы. Подобный отказ произошел и во время роботы в НПО «Взлет». В одном из рекордных полетов из-за сильнейшей вибрации разрушился топливопровод...
    — Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, чем Вы занимаетесь?
    — Помогаю воспитывать троих внуков.
    — Ваши близкие причастны к авиации?
    — Мой муж Анатолий Иванович Катрич много лет проработал авиационным инженером вначале в ЛИИ, затем в НПО «Взлет». А вот сын Олег увлекся автомобилями.
    — Но у Вас три внука, так что, может быть, кто-то из них и продолжит семейную традицию. Большое спасибо за интервью.

Беседовал Юрий Пономарев

< < Увлеченный авиацией «Я хотел стать профессионалом» > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100