Содержание

Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др.
«Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

Эксплуатационные испытания самолета Ту-144Д

    Эксплуатационные испытания самолетов Ту-144Д должны были проводиться на основании совместного приказа министров гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева и авиационной промышленности СССР И.С. Силаева от 22 июля 1981 года №139/181. Этим же приказом была назначена совместная миссия для проведения испытаний под председательством заместителя министра гражданской авиации И.Ф. Васина.
    На эксплуатационные испытания предъявлялись самолеты Ту-144Д с бортовыми номерами 77Ш (07-1) и 77114 (08-2), доработанные по результатам всего объема предыдущих испытаний и получившие сертификат летной годности типа (№ 03-1 от 09.06.81 г.).
    Было принято решение проводить эти испытания по трассе Москва-Красноярск с базированием в аэропорту «Домодедово». Был утверждена программа испытаний в объеме примерно 80 полетов (из 60 полетов с налетом 200 часов на самолете 77112 и 20 полетов с налетом 50 часов на самолете 77114). Испытания планировалось завершить до 25 октября 1981 года. Все полеты должны были выполняться местными экипажами МАП-МГА. Техническое обслуживание самолетов в аэропортах базирова должны были выполнять бригады промышленности (в Домодедово силами ЖЛИиДБ, в Красноярске силами Воронежского авиационного завода). Все обеспечение эксплуатационных испытаний было возложено на Министерство авиационной промышленности.
    Практически все подготовительные работы были завершены к ноябрю 1981 года. За два дня до начала испытаний 12 ноября 1981 года при проведении комиссионных испытаний на стенде Рыбинского производственного объединения моторостроения произошло разрушение двигателя. До выяснения причин все полеты самолетов Ту-144Д были остановлены. Техническая комиссия, созданная для изучения причин происшествия, потребовала серьезных доработок конструкции двигателя РД-36-51, проведения после доработок двух 300-часовых комиссионных испытаний на двух двигателях. Требовалось специальное тензометрирование элементов двигателей. По этому решению должны были быть доработаны 18 двигателей, в том числе 10 двигателей, установленных на самолетах Ту-144Д.
    И хотя решением МГА-МАП-ВВС от 20 января 1982 года №5752-81-090 рекомендации комиссии были одобрены и определен порядок их исполнения, реальный ход доработок двигателей на Рыбинском производственном объединении моторостроения показал, что точные сроки начала эксплуатационных испытаний установить было невозможно.
    В этих условиях действия руководителей Министерства гражданской авиации (министр гражданской авиации Б.П. Бугаев, его заместители Ю.Г. Мамсуров и И.Ф. Васин) становятся сверхактивными. Постойные письма и доклады в Правительство СССР с использованием как реальных фактов, так и ложных выводов делают свое дело. Сначала сдается Министерство авиационной промышленности, и 27 января 1982 года выходит указание № 024/464 «О прекращении серийного производства самолетов Ту-144Д, кончая самолетом с заводским номером 09-1». 1 июня 1983 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 491-169 «О прекращении работ по самолету Ту-144 и использовании изготовленных самолетов в качестве летающих лабораторий».

<< Заводской этап эксплуатационных испытаний Особенности пилотирования. Летные оценки >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100