Содержание

Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др.
«Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

8.Новое поколение.
Российский коммерческий сверхзвуковой пассажирский самолет (Ту-244-400).

    В 1993 году АНТК им. А.Н. Туполева совместно с ЦАГИ, ЦИАМ, СНТК им. Н. Кузнецова был разработан проект СПС-2 Ту-244, который был ориентирован на достижение максимально возможной транспортной производительности, с тем чтобы обеспечить успешную экономическую конкурентоспособность СПС-2 с дозвуковыми пассажирскими самолетами большой размерности, типа ДПС «Боинг-747». Были рассмотрены различные варианты самолета, предназначенные для эксплуатации на трансатлантических маршрутах с характерными дальностями полета L~7500 км или на тихоокеанских маршрутах с характерными дальностями L~9200 км. В результате всесторонних рассмотрении было предложено реализовать рассмотренную выше идею универсального СПС-2 с большим взлетным весом Go=380 т, рассчитанного на выполнение трансатлантических полетов с максимальной пассажировместимостью n~450 человек и тихоокеанских полетов с уменьшением количества пассажиров до n=320 человек и соответствующим эквивалентным по весу увеличением запаса топлива. Такой универсальный самолет будет несколько уступать на тихоокеанских трассах специально спроектированному для этих режимов СПС-2, но зато будет существенно превосходить его по экономике на трансатлантических маршрутах при L~8000 км и в полетах на сверхдальние расстояния до L~16 000 км с одной промежуточной посадкой.
Проект СПС-2 Ту-244-400
Проект СПС-2 Ту-244-400
    Универсальный СПС-2 Ту-244-400 должен иметь существенно большую размерность по сравнению с СПС-1 Ту-144. Отличительной особенностью компоновки СПС-2 является применение крыла с относительно малыми углами стреловидности консолей, что позволяет увеличить удлинение крыла до значений l~2,5 (по сравнению с l=1,67 у СПС-1 Ту-144) и тем самым повысить несущие свойства и аэродинамическое качество самолета при a=const на режимах взлета и посадки, а также на дозвуковом крейсерском режиме. Кроме того, в компоновке СПС-2 предусмотрено использование отклоняемых носков вдоль передней кромки консолей крыла, Sн/S=0,0394 в комбинации с отклонением вниз элевонов вдоль задней кромки крыла, Sэв/S=0,108, где S — площадь крыла. Такая механизация крыла позволяет увеличить значения Суа при a=const и существенно повысить величины аэродинамического качества при взлетных углах атаки самолета.
    Крыло сложной формы в плане имеет развитый наплыв с относительным размахом ZH =0,5, и оптимизированные формы срединной поверхности и распределения толщины, что обеспечивает достижение высоких потребных уровней максимального аэродинамического качества Kmax ~9,5 на сверхзвуковом крейсерском режиме М=2,05, существенно превосходящих уровни Kmax~8 при М=2,2 у СПС-1 Ту-144.
    Максимальный взлетный вес G0 =380 т, освоенный пассажирской авиацией, выбран с целью обеспечения максимальной пассажировместимости и дальности полета. Число М сверхзвукового крейсерского полета ограничено значениями М~2 для устранения чрезмерных тепловых нагрузок на конструкцию, для увеличения ресурса самолета и уменьшения вредных воздействий на озонный слой. Выбор сравнительно небольшой удельной нагрузки на крыло продиктован в значительной степени проблемой снижения шума на местности.
    В соответствии с рассмотренной российской концепцией будущий универсальный СПС-2 может иметь следующие основные параметры:

Взлетная максимальная масса, G0, т 380
Площадь крыла, S, м2 1200
Дальность полета, L, км 7500 8000 9200 15000*)
Количество пассажиров, n 450 400 350 450
*) с одной промежуточной посадкой

    Благодаря более высокой скорости полета и большой пассажировместимости, СПС-2 Ту-244-400 будет обладать более высокой транспортной эффективностью, по сравнению с дозвуковыми пассажирскими самолетами. Он будет значительно превосходить по всем технико-экономическим показателям сверхзвуковые пассажирские самолеты первого поколения, а также все известные отечественные и зарубежные проекты СПС-2.

Рейтинг@Mail.ru Топ-100