Ан-124-100 «Руслан»
тяжелый транспортный самолет
На базе военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан» для коммерческих грузовых перевозок был создан самолет Ан-124-100. 16
июня 1991 года состоялся первый полет серийного Ан-124-100 «Руслан», выпущенного ОАО «Авиастар» и в 1992 самолет был сертифицирован.
По дальности полета, максимальной грузоподъемности и габаритам грузовой кабины самолет не имеет аналогов в мире.
Максимальная нагрузка Ан-124-100 - 120 т. Но в отдельных случаях допускаются полеты с коммерческой нагрузкой до 150 тонн и
максимальным весом 405 тонн. Решение о выполнении таких полетов принимается по результатам анализа характеристик аэродромов, взлета и посадки, запасных
аэродромов, а также метеоусловий вдоль трассы полета. Самолеты семейства Ан-124, интенсивно выполняя
перевозки тяжелых и уникальных грузов по всему миру, изменили философию проектирования различных промышленных
установок, электростанций, производственных модулей, буровых вышек, авиационной техники и других видов транспорта.
В настоящее время Ан-124-100 эксплуатируются 6-ю авиакомпаниями России и Украины.
После пятилетнего перерыва возобновлено производство Ан-124 на ЗАО «Авиастар»
(Ульяновск). Авиакомпания «Волга-Днепр», являющаяся лидером на рынке перевозок уникальных и
крупногабаритных грузов самолетами Ан-124-100 «Руслан», в 1999 г. заключила договор на достройку «Руслана».
После сдачи самолета в эксплуатацию 3 августа 2000 г., парк Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр»
увеличился до 10 самолетов, 8 из которых построены непосредственно по заказу «Волга-Днепр» на заводе «Авиастар»
в Ульяновске в период с 1991 по 2000 год.
Стоимость самолета оценивается приблизительно в $70 млн. В настоящее время в стапельной сборке находится еще 2 самолета АН-124 «Руслан», которые также могут быть
реализованы авиакомпании «Волга-Днепр».
На самолетах авиакомпании «Волга-Днепр» в 2000 г. модернизирована авионика. Осуществлена установка новой радиостанции УКВ-диапазона
«Орлан» с сеткой частот 8,33 кГц, оборудования по предупреждению столкновения самолетов в воздухе (система TCAS-2000) производства американской компании
«Ханиуэлл» (Honeywell Inc.), оборудования для полетов в системе «треков» (система RVSM), заключение по зональной
навигации с точностью определения местоположения воздушного судна да 5 миль (система BRNAV-5).
Грузоподъемность бортовых погрузочных кранов повышена до 30 т и ведутся работы по увеличению ее до 40 т. Существенным преимуществом крана является его съемность - оставляя кран
на складе в аэропорту, эксплуатант увеличивает полезную нагрузку самолета.
В конце 2000 г. Ан-124, принадлежавший обанкротившийся авиакомпании «Аякс» и арестованный в 1997 г. за долги,
продан с аукциона в голландском городе Фехел. Новым владельцем машины, построенной 6 лет назад и налетавшей всего 1500 часов,
стала британская компания «Эр Фойл», заплатившая за нее $6 млн. Она должна также уплатить около $800 тыс. маастрихтскому аэропорту за стоянку
самолета в течение трех лет. Кроме того, простоявший длительное время Ан-124 нуждается в основательном ремонте, который
обойдется еще в несколько миллионов долларов. По оценкам голландцев, стоимость нового самолета такого типа - около $40 млн.
АНТК им.Антонова совместно с АО «Авиастар» создана модификация самолета Ан-124-100М, на котором
применяется более совершенное отечественное (СНГ) оборудование и оборудование фирм Collins и Litton, что позволяет уменьшить число членов экипажа с 6-ти
до 4-х человек, повысить безопасность полетов и точность навигации. Гондолы двигателей оборудованы звукопоглощающими элементами, обеспечивающими соответствие требованиям главы 3 приложения 16
стандартов ИКАО по уровню шума на местности.
На самолете дополнительно установлены:
- система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS-II и система коммерческой спутниковой связи SAT-906 фирмы Collins;
- система спутниковой навигации LTN-2001 и инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах LTN-101 фирмы Litton.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ им. О.К.Антонова | |
Обозначение | Ан-124-100М «Руслан» | |
Кодовое обозначение NATO | Condor (Кондор) | |
Тип | тяжелый военно-транспортный самолет | |
Первый полет | 21 декабря 1982 г. | |
Принят на вооружение | январь 1987 | |
Экипаж, чел | 7 (6) | |
Максимальное число мест, чел | 88 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 69,1 | |
Размах крыла, м | 73,3 | |
Площадь крыла, м2 | 628,5 | |
Стреловидность крыла по передней кромке | 35-32° | |
Высота, м | 21,08 | |
Габариты грузовой кабины, м | 4.4 x 6.4 x 36.5 | |
Длина грузовой кабины с рампами, м | 43,7 | |
Объем салона, м3 | 1027,8 | |
Масса взлетная максимальная, кг | 392000 (405) | |
Масса пустого снаряженного, кг | 172000 | |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 120000 (150000) | |
Запас топлива, л | 230000 | |
Топливная эффективность, г/т км | 145 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ТРДД Д-18Т | |
Мощность двигателя, кгс (кН) | 4х 23400 (229,75) | |
Летные данные | ||
Скорость полета, км/ч | крейсерская | 750-850 |
максимальная | 865 | |
Крейсерская высота полета, м | 9100-11100 | |
Потолок, м | 12100 | |
Дальность полета, км | максимальная | 15700 |
с грузом 40 т | 12000 | |
с грузом 120 т | 4800 | |
Длина разбега при взлетной массе, м | нормальной | 2520 |
максимальной | 3000 | |
Длина пробега при максимальной посадочной массе, м | 900 | |
Потребная длина ВПП, м. | 3000 |
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Ан-124 Руслан / Русская сила /
- Военно-транспортный самолет Ан-124 «РУСЛАН» / НИИЭАП /
- Ан-124 «Руслан» / Русские крылья /
- Ан-124-100М / AVIA.RU /
- Antonov An-124 (Антонов Ан-124) / Авиация от A до Z /
- Авиакомпания «Волга-Днепр»
- АО «Ульяновский авиационный промышленный комплекс «Авиастар»