ОКБ Г.М.Бериева

ОКБ Г.М.Бериева

бригада №5 ЦКБ-39 (с 15 февраля 1933)
ЦКБ морского самолетостроения (с 1 октября 1934)
ОКБ-49 (с 21 июня 1946)
Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ, с 1967)
Таганрогский АНТК им.Г.М.Бериева (с октября 1989)

347923 Россия, г.Таганрог Ростовской области, пл. Авиаторов, 1

Г.М.Бериев     БЕРИЕВ Георгий Михайлович (Бериашвили) (13.02.1903 - 12.06.1979) – советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы. После окончания Политехнического института (г.Ленинград) в 1930 начал работать конструктором ОКБ в МОС ВАО, возглавляемом французским конструктором Полем Эне Ришаром. Затем это КБ вливается в состав ЦКБ ЦАГИ. Здесь, в бригаде морского отдела ЦКБ И.В.Четверикова, Г.М.Бериевым в 1930 г. был предложен проект морского ближнего разведчика МБР-2. После успешного испытания опытного самолета в мае 1932 г. принимается решение о запуске его в серийное производство. В 1933 в ЦКБ-39 Бериев возглавляет бригаду №5.
    1 октября 1934 согласно приказу по ГУАП СССР №44/260 от 6 августа 1934 г. к в г.Таганроге создается ЦКБ морского самолетостроения. Его главным конструктором был назначен Георгий Бериев.
    Серийно выпускался и гражданский вариант МБР-2 - МП-1. Корабельный катапультный самолет КОР-1 (Бе-2) был построен небольшой серией, а морской дальний разведчик МДР-5 и МБР-7 были построены всего в 2 экземплярах. Летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией во время ВОВ уже в Сибири. Вслед за заводом КБ было эвакуировано в Омск, а затем в Красноярск.
    В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144. Это позволило после испытаний ЛЛ-143 в 1945, уже в 1949 создать летающую лодку Бе-6, а в 1948 многоцелевую амфибию Бе-8. На Бе-8 были испытаны в качестве взлетно-посадочных устройств подводные крылья.
    Вслед за экспериментальной летающей лодкой Р-1 (1949) с двумя ТРД, появляется разведчик-торпедоносец М-10 (Бе-10) со стреловидным крылом. Он строился серийно (24 самолета) с 1956 по 1961 г. В 1961 на Бе-10 была достигнута рекордная для гидросамолета скорость - 912 км/ч и были установлены мировые рекорды высоты. На серийном противолодочном самолете-амфибии Бе-12 (М-12) «Чайка» с более экономичными ТВД также были установлены рекорды высоты полета.
    С началом «ракетизации всей страны» в начале 60-х были закрыты работы по сверхзвуковому гидросамолету СС, а также гигантской стратегической летающей лодке ЛЛ-600 (со взлетным весом до 1000 т). В этих условиях ОКБ-49 создает крылатую ракету П-10 и прорабатывает проект КР П-100 в вариантах средней и межконтинентальной дальности. Начинает разработку самолета для замены Ан-2 на местных авиалиниях. В 1968 совершил первый полет пассажирский 14-местный самолет Бе-30. Как и его развитие - Бе-32, он имел также транспортный и санитарный варианты.
    ОКБ Бериева участвует в создании специализированного сельскохозяйственного Ан-2М, совместно с КБ О.К.Антонова разрабатывает проект пассажирского самолета для местных авиалиний Ан-Бе-20 (ставший впоследствии самолетом Як-40) и создает самолет аэрофотосъемки Ан-24ФК, запущенный в серию под названием Ан-30.

   КОНСТАНТИНОВ Алексей Кириллович - главный конструктор ОКБ-49 в 1968-1990.

    ПАНАТОВ Геннадий Cергеевич - руководитель ТАНТК им. Г.М.Бериева в 1990-2002.

Литература:

  1. Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева 1934-1945
  2. Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева 1945-1968
  3. Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева 1968-2002
  4. ТАНТК им. Г.М.Бериева - 65 лет / Авиапанорама №4 1999 /

Самолеты ОКБ им.Г.М.Бериева

Рейтинг@Mail.ru Топ-100