ОКБ Г.М.Бериева

Р-1
реактивный самолет-амфибия

История создания

    Первый реактивный гидросамолет Р-1 представлял собой летающую лодку со свободнонесущим крылом типа «чайка». Конструкция крыла кессонного типа. Два турбореактивных двигателя ВК-1 устанавливались на изломах крыла в специально предусмотренных для них кессонных мостах. Мотогондолы были выполнены в соответствии с «правилом площадей». Топливо для двигателей размещалось в двух мягких баках, расположенных в корпусе гидросамолета. Самолет мог оснащаться взлетными ускорителями. Корпус имел два редана треугольного типа.Боковая проекция Р-1 (Рисунок В.Некрасова)
    Экипаж Р-1 размещался в двух герметичных кабинах. Кабина пилота была смещена к левой стороне, чтобы улучшить обзор вниз. Летчик и штурман были размещены в катапультируемых креслах. Стрелок-радист находился в кормовой кабине. В ней катапультируемое сиденье не предусматривалось. В аварийной ситуации гидросамолет покидался через нижний люк в корпусе.
    Р-1 создавался как высотный дальний морской разведчик. В зависимости от задания, самолет мог комплектоваться различным фотооборудованием, которое управлялось штурманом. Навигационное оборудование позволяло выполнять полеты на высотах до 12000 метров в сложных метеоусловиях и в ночное время. Самолет должен был оснащаться РЛС «Галс».
    Вооружение гидросамолета состояло из четырех авиационных пушек калибра 23 мм. Две были установлены в носовой части и две - в кормовой. Наведение осуществлялось дистанционно с любого из двух боковых блистеров, оборудованных прицельными станциями. Под крылом предусматривались замки для подвески бомб.

Описание
Разработчик ОКБ-49 Г.М.Бериева
Обозначение Р Р-1 Р-2
Кодовое обозначение NATO  
Тип морской разведчик
Первый полет 1947 (проект) 30 мая 1952 г. 1952 (проект)
Экипаж, чел 3 3 3
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м   19,9 (19,428)  
Размах крыла, м 20,0 (21,48)  
Размах стабилизатора, м   6,6  
Площадь крыла, м2   58,0  
Высота самолета (на сухопутной стоянке), м 7,1  
Ширина фюзеляжа, м   2,4  
Масса взлетная, кг максимальная 20300  
нормальная 17300  
Нагрузка на крыло, кг/м2 максимальная   350  
нормальная   298  
Полный запас топлива, л   8470 8200
Силовая установка
Число двигателей 2
Тип двигателя ТРД R.R.Nene ТРД ВК-1 ТРД ВК-5 
Тяга двигателя, кгс (кH) 2х 2200 () 2400/2700 2х 2760/3100
Тяговооруженность, кгс/кг   0,28  
Летные данные
Скорость полета на высоте, км/ч 5000 м 750-800 800  
7000 м   740-800  
у земли   760  
Практический потолок, м 12000 11500  
Время набора высоты, мин. 5000 м   5,5  
10000 м   33,8  
Скорость, км/ч взлетная   195  
посадочная   185  
Разбег, м   635  
Пробег, м   580  
Дальность полета, км 2000-2500 2000 2400
Мореходность (высота волны), м   0,6  
Вооружение
Пушки носовые 2 х 23 мм НР-23 (100 сн/пушку)
хвостовые 2 х 20 мм 2 х 23 мм Ш-3 (200 сн/пушку) 2 х 23 мм
Бомбовая нагрузка, кг 2000 1000 (600)  
Торпеды     РАТ-52

Схема Р-1

Источники информации:

  1. Р-1 - первый реактивный гидросамолет. / Е.Кобылянский, Крылья Родины №12 1989 /
  2. Летающая лодка Р-1 / А.Н.Заблотский /
  3. R-1 and R-2, G.M.Beriev / Авиамузей А.Савина /
  4. ТАНТК им.Бериева
  5. Р-1 / Уголок неба /
  6. Рисунки самолетов ОКБ Г.М.Бериева / Компьютерные 2D рисунки самолетов /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100