П-70 «Аметист»
крылатая противокорабельная ракета
1 апреля 1959 года вышло Постановление СМ СССР № 363-170 о
разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом.
В состав разработчиков были включены:
- ОКБ-52 ГКАТ - головной по ракете;
- КБ-2 ГКАТ - маршевый и стартовый двигатели;
- НИИ-6 ГКОТ - топливо для двигателей и боевая часть обычного типа;
- ЦКБ-34 (главный конструктор Б.Г.Бочков) - стартовые установки для подводных лодок проектов 661 и 670;
- НИИ-49 (главный конструктор Б.А.Митрофанов) - системы управления ракетой;
- НИИ-3 (главный конструктор Н.Н.Свиридов) - разработка комплекса гидроакустического вооружения «Рубин», обеспечивавшего обнаружение надводных кораблей и выдачу целеуказания для ракет "Аметист".
Эскизный проект «Аметиста» был закончен в 1959 году. Этап совместных испытаний
проходил с марта 1965 года по сентябрь 1966 года Постановлением СМ от 3 июня
1968 года ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ, где ракета
получила секретный индекс П-70 и несекретный - 4К66.
Первым носителем ракет "Аметист" должна была стать скоростная атомная подводная
лодка проекта 661. Подводная лодка К-162 проекта 661 была заложена в
Северодвинске 28 декабря 1963 года. Однако работы по ее достройке и испытаниям
затянулись, и она вошла в строй лишь 31 декабря 1969 года. Подводная лодка
проекта 661 создавалась для борьбы с авианосными соединениями противника.
Скорость длительного подводного хода составляла 37-38 узлов, т. е. она шла
быстрее авианосцев и кораблей охранения на 5-7 узлов. Десять ракет «Аметист»
находились в контейнерах, размещенных в носовой части подводной лодки побортно
вне прочного корпуса, наклонно к горизонту. В дальнейшем от серийной постройки
лодок 661 проекта отказались, в первую очередь по той причине, что для выпуска
всего боекомплекта требовалось произвести 2 раздельных залпа, интервал между
которыми составлял около трех минут, что резко снижало эффективность ракетной
атаки. Устранение этого недостатка ( выпуск всех десяти ракет в одном залпе)
привели к необходимости коренным образом переделать систему удержания подлодки
на стартовой глубине.
Следующее поколение подводных лодок, предназначенных для борьбы с авианосцами, -
лодки проекта 670А - строились быстрее. Головная подводная лодка проекта 670А
К-43 вступила в строй в 1967 году. Ракетное вооружение ПЛ 670-го проекта -
восемь ПКР «Аметист» - располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97,
размещенных в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5° к
горизонту. В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными
боеприпасами, а также шесть ракет с обычными БЧ. Стрельба ПКР могла выполняться
двумя четырехракетными залпами с глубины до 30 м при скорости лодки не более 5,5
узлов и волнении моря до 5 баллов. Всего на заводе «Красное Сормово» было
построено 10 лодок проекта 670А. В составе вооружения подводной лодки проекта
670А имелось 8 ракет «Аметист», запускаемых из наклонных расположенных побортно
стационарных контейнеров.
Бросковые испытания проводились в августе-сентябре 1960 года.
Первый этап летно-конструкторских испытаний включал в себя 10 пусков с
притопленного стенда ПСА в Балаклаве. Первый пуск крылатой ракеты комплекса
«Аметист» из подводного положения был произведен 24 июня 1961 года. До конца
года было выполнено еще два пуска. В 1963-1964 годах на заводе № 444 подводная
лодка С-229 была переоборудована по проекту 613АД в носитель ракет «Аметист». В
июле-декабре 1964 года с подводной лодки С-229 запущено 6 ракет, из которых 3
имели прямое попадание в цель, а 2 пуска были неудачными.
Этап совместных испытаний проходил на Черном море на
дизельной подводной лодке проекта 613А с марта 1965 года по сентябрь 1966 года. Всего
сделано 13 пусков, испытания прошли «в основном успешно». В октябре-ноябре 1967
года на Северном флоте проводились контрольные летные испытания «Аметиста» с
подводной лодки проекта 670А. Всего сделано 10 пусков. Из них 2 - одиночных, 2 - двухракетным залпом и 1 - четырехракетным залпом.
Подводная лодка К-43 с января 1988 года по 1991 год
находилась в составе ВМФ Индии, при этом приблизительно год проведя в автономных
плаваниях. Все учебные ракетные стрельбы завершились прямым попаданием в цель. 5
января 1991 г. срок аренды лодки истек. Индия прилагала настойчивые усилия для
того, чтобы продлить лизинг и даже приобрести однотипную лодку. Однако под
давлением США руководство России отказалось от планов продажи подлодок с
атомными силовыми установками.
На базе ПКР "Аметист" была создана ракета-мишень 4К66РМ.
Источники информации:
- Беспилотные летательные аппараты / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров, СПб, Невский бастион, 1999 /
- Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
- Крылатая противокорабельная ракета "П-70" ("Аметист") / ИС "Ракетная техника" /
- Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. / В.П.Кузин, В.И.Никольский, СПб, "Историческое Морское Общество". 1996 /
- Подводные лодки с крылатыми ракетами. / А.Н.Гусев, СПб, "Галея Принт". 2000 /
- "Оружие отечественного флота" / А.Б.Широкорад, Минск, Харвест, 2001 г. /
- Фото С.А.Авилова