
Ракетоплан Р
Постановлением 715-296 от 23 июня 1960 «О производстве ракет-носителей, спутников, космических кораблей для
Военно-космических сил в 1960-1967» OKB-52 В.Н.Челомея было поручено подготовка эскизного проекта
пилотируемого космического корабля Ракетоплан для орбитального маневренного
полета и возвращение на обычные ВПП. Полная масса должна была составлять от 10 до 12 тонн, дальность
планирования во время возвращения от 2500 до 3000 км.
Беспилотный вариант должен был создан в 1960-61, пилотируемый - в 1963-65. Готовый вариант спутникого
перехватчика должен был быть проверен в 1962-64.
3 октября 1960 в состав ОКБ-52 вошли высококвалифицированные кадры расформированных
ОКБ-23 В.М.Мясищева и ОКБ-256 П.В.Цыбина, а также завод им.
М.К.Хруничева. 1 ноября, сразу после закрытия проектов воздушно-космических аппаратов
ВКА-23/ ПКА этих бюро, бюро В.Н.Челомея начало работу над созданием эквивалента Dynasoar
(США).
Крылатый пилотируемый космический корабль предназначался для перехвата, осмотра, и
разрушения американских спутников на высотах до 290 км. Экипаж составлял 2 человека, продолжительность полета - 24 часа.
Уже в 1961-м прошли испытательные пуски аппарата, названного МП-1. А 21 марта 1963 модель
ракетоплана совершила первый испытательный полет, стартовав с космодрома Байконур на
ракете-носителе Р-12 «Циклон». 1,8-метровый конус массой 1,75 т, управлялся на гиперзвуковых
скоростях восемью аэродинамическими щитками. На высоте около 200 километров ракетоплан отделился
от носителя и с помощью бортовых двигателей поднялся на высоту 405 километров, после чего
начал спуск на Землю.
В атмосферу он вошел в 1760 км
от места старта со скоростью 3,8 км/с (14400 км/час.) и приземлился с помощью парашюта. Но при входе в атмосферу
аппарат был поврежден. Два года спустя испытания прошел М-12 - такой же конус, но с четырьмя
стабилизаторами.
К 1963, с появлением проекта мощной ракеты-носителя УР-500 «Протон», Челомей
расширил концепцию модульного космического корабля для решения широкого спектра задач, как
оборонного, так и научного и народохозяйственного направления. Для решения
военных задач по разведке и инспекции спутников, Ракетоплан оснащался орбитальным двигателем
маневрирования, системами наведения и сближения, оружием «космос-космос». Позднее Ракетоплан
намечалось использовать для научных задач, включая полет на Луну и возвращение с
приземлением, а также эксплуатацию околоземного пространства.
Возвращаемые аппараты для Ракетоплана могли быть трех типов: гиперзвуковая капсула
с низким аэродинамического качества, аппарат баллистической или полибаллистической формы с
умеренным аэродинамическим качеством, и космоплан. Первая версия последнего типа входила
в атмосферу в контейнере теплового экрана, который сбрасывался после прохождения верхних
слоев атмосферы. Затем разворачивались крылья изменяемой стреловидности, и космический
корабль планировал к ВПП, причем с помощью ТРД он мог уйти на второй круг.
В 1964 Челомей представил ВВС проект 6,3-тонного
беспилотного ракетоплана Р-1, оснащенного М-образным складным (средняя часть вверх, концы вниз) крылом
переменной стреловидности, и его пилотируемого варианта Р-2 массой 7-8 тонн. Ракетоплан выводился
на низкую околоземную орбиту ракетой-носителем Королева «Союз» или УР-500 «Протон»
Челомея. Перегрузка на спуске должна была составить всего 3,5-4 g, в отличие от 9-11 g на СА
Восток. Ракетоплан мог маневрировать по курсу в более широком диапазоне, чем вариант с крылом
изменяемой стреловидности, и гарантировал быстрое приземление на советской территории
почти с любой орбиты. Были сделаны уже макеты машин, но...
После смещения Н.С.Хрущева, поддержкой которого пользовался Челомей, с поста первого
секретаря ЦК КПСС в октябре 1964, в ОКБ нагрянула комиссия под руководством М.В.Келдыша. Многие
проекты были закрыты, в том числе и работы над ракетопланом. Продолжались работы только по
варианту спускаемого аппарата ЛК-1 лунной программы.

Описание | |
---|---|
Разработчик | ОКБ-52 В.Н.Челомея |
Обозначение | Р |
Тип | Пилотируемый космоплан |
Экипаж, чел | 2 |
Полная масса, кг | 12000 |
Источники информации:
- «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
- Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков
- История создания ОК «Буран»