П-20, П-22
крылатая ракета

    С 19 апреля 1956 г. в ОКБ-240 С.В.Ильюшина для вооружения кораблей ВМФ разрабатывался самолет-снаряд П-20, обладавший расчетной дальностью действия 2500-3000 км при скорости полета 3200 км/ч на высоте свыше 20 км. По Постановлению Правительства с 1957 года на базе самолета-снаряда П-20 разрабатывался самолет-снаряд П-20С наземного базирования с дальностью полета 3200-3400 км.
    Разработка изделия задана Постановлением СМ от 19 апреля 1956 года N551-328. Ракета имела планер с высоко расположенным крылом, прямоточный воздушно-реактивный двигатель, проходящий через весь корпус, в связи с чем БЧ и блоки системы управления располагались в кольцевых отсеках вокруг двигателя. Система управления - ИНС с астрокоррекцией «Сокол-А» - разрабатывалась НИИ-303. Транспортировка и хранение ракеты осуществлялись в контейнере длиной 22,11 (25) метров с наружным диаметром 4,6 метра. Наземная пусковая установка ферменной конструкции длиной 16,7 м обеспечивала пуск ракеты под углом 10-16º. Предстартовая подготовка ракеты и наведение ПУ осуществлялись с использованием аппаратуры «Сокол-П». Разработка специальной боевой части «46» с тротиловым эквивалентом 1-3 Мт производилась КБ-11.
    В 1959-1960 годах было выполнено два полигонных пуска с наземной пусковой установки, после чего дальнейшие работы были прекращены по Постановлению СМ СССР от 5 февраля 1960 года.
    Для ВМФ под ракету типа П-20 было выполнено два проекта подводных лодок (пр. П-627А, 653), которые также остались нереализованными. По две таких ракеты предусматривалось и в незаконченном проекте 63 атомного крейсера.
    На базе ракеты П-20 создавалась противокорабельная ракета большой дальности - 1800-2000 км, которая получила индекс - П-22. Работы по ракете П-22 были закрыты Постановлением Совета Министров СССР от 1 апреля 1959 года.
    В 1956-1960 годах в ОКБ-240 проектировался ударный беспилотный аппарат с турбореактивным двигателем ВК-15Б ОКБ-117 В.Я.Климова, оснащенным форсажной камерой. Двигатель ВК-15 тягой 9600 кгс должен был обеспечить БЛА скорость до М=3,1 при максимальной высоте полета - 30 км. Проект БЛА развития не имел.
    В начале 60-х гг.в ЦНИИ-45 в соответствии с Приказом Госкомитета по судостроению № 0366 от 16 ноября 1959 г. «Об организации разработки проекта генеральной перспективы развития судостроительной промышленности на 1959-1975 годы» были разработаны требования к беспилотному доразведчику, предназначенному для доразведки корабельных соединений в океане, для опознания цели и уточнения данных, полученных предварительной разведкой (гидроакустика и другие средства подводных лодок). Предполагалось к 1965 г. создать летательный аппарат в габаритах и весах аналогичных данным КР П-20 и П-22. Доразведчик должен был оснащаться аппаратурой, способной выбирать заданные цели, определять состав, курс, координаты места цели и передавать информацию на подводную лодку-носитель в пределах радиуса 1000-1500 км. Основная проблема виделась в передаче закодированной информации заданного содержания. Из-за прекращения работ по крылатым ракетам П-20 и П-22 беспилотный разведчик не был реализован.

Описание
Разработчик ОКБ С.В.Ильюшина
Обозначение П-20 П-20С П-22 -
Тип КР КР ПКР БПЛА
Проект 1958-1960
Система наведения инерциальная
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 1 ступени   5,4    
2 ступени   21    
Размах крыла, м   7,25    
Размах оперения   4    
Диаметр, м 1 ступени   1,1    
2 ступени   2    
Длина контейнера, м 22,11 (25)
Диаметр контейнера, м 4,6
Стартовая масса, кг   21000    
Боеголовка моноблочная ядерная (1-3 Мт)   -
Силовая установка
Маршевый двигатель ПВРД   ТРДФ ВК-15
Тяга двигателя, кгс (кН)   9600
Ускорители 2 х ПРД    
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) 3200 3200-3500   (3,1)
Дальность полета 2500-3000 3200-3400 1800-2000  
Высота полета, км >20 24-30   30

Схема КР П-20

Источники информации:

  1. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
  2. Проекты ОКБ им.С.В.Ильюшина / Вестник авиации и космонавтики 5'2000 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100