П-20, П-22
крылатая ракета
С 19 апреля 1956 г. в ОКБ-240 С.В.Ильюшина для вооружения кораблей ВМФ
разрабатывался самолет-снаряд П-20, обладавший расчетной дальностью
действия 2500-3000 км при скорости полета 3200 км/ч на высоте свыше 20
км. По Постановлению Правительства с 1957 года на базе самолета-снаряда П-20 разрабатывался самолет-снаряд П-20С наземного базирования
с дальностью полета 3200-3400 км.
Разработка изделия задана Постановлением СМ от 19 апреля 1956 года
N551-328. Ракета имела планер с высоко расположенным крылом,
прямоточный воздушно-реактивный двигатель, проходящий через весь
корпус, в связи с чем БЧ и блоки системы управления располагались в
кольцевых отсеках вокруг двигателя.
Система управления - ИНС с астрокоррекцией «Сокол-А» - разрабатывалась НИИ-303. Транспортировка и
хранение ракеты осуществлялись в контейнере длиной 22,11 (25) метров с наружным диаметром 4,6 метра.
Наземная пусковая установка ферменной конструкции длиной 16,7 м
обеспечивала пуск ракеты под углом 10-16º. Предстартовая подготовка ракеты и наведение ПУ
осуществлялись с использованием аппаратуры «Сокол-П». Разработка
специальной боевой части «46» с тротиловым эквивалентом 1-3 Мт производилась КБ-11.
В 1959-1960 годах было выполнено два полигонных пуска с наземной пусковой установки, после чего
дальнейшие работы были прекращены по Постановлению СМ СССР от 5 февраля 1960 года.
Для ВМФ под ракету типа П-20 было выполнено два проекта подводных лодок (пр. П-627А, 653),
которые также остались нереализованными. По две таких ракеты
предусматривалось и в незаконченном проекте 63 атомного крейсера.
На базе ракеты П-20 создавалась противокорабельная ракета большой дальности - 1800-2000 км, которая получила индекс - П-22.
Работы по ракете П-22 были закрыты Постановлением Совета Министров СССР от 1 апреля 1959 года.
В 1956-1960 годах в ОКБ-240 проектировался ударный беспилотный аппарат с турбореактивным
двигателем ВК-15Б ОКБ-117 В.Я.Климова, оснащенным
форсажной камерой. Двигатель ВК-15 тягой 9600 кгс должен был обеспечить БЛА скорость до М=3,1
при максимальной высоте полета - 30 км. Проект БЛА развития не имел.
В начале 60-х гг.в ЦНИИ-45 в соответствии с Приказом
Госкомитета по судостроению № 0366 от 16 ноября 1959 г. «Об организации разработки
проекта генеральной перспективы развития судостроительной промышленности на 1959-1975
годы» были разработаны требования к беспилотному доразведчику,
предназначенному для доразведки корабельных соединений в океане, для
опознания цели и уточнения данных, полученных предварительной разведкой (гидроакустика
и другие средства подводных лодок).
Предполагалось к 1965 г. создать летательный аппарат в габаритах и весах аналогичных
данным КР П-20 и П-22. Доразведчик должен был оснащаться аппаратурой, способной выбирать
заданные цели, определять состав, курс, координаты места цели и передавать
информацию на подводную лодку-носитель в пределах радиуса 1000-1500 км. Основная
проблема виделась в передаче закодированной информации заданного
содержания. Из-за прекращения работ по крылатым ракетам П-20 и П-22 беспилотный
разведчик не был реализован.
Описание | |||||
---|---|---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ С.В.Ильюшина | ||||
Обозначение | П-20 | П-20С | П-22 | - | |
Тип | КР | КР | ПКР | БПЛА | |
Проект | 1958-1960 | ||||
Система наведения | инерциальная | ||||
Геометрические и массовые характеристики | |||||
Длина, м | 1 ступени | 5,4 | |||
2 ступени | 21 | ||||
Размах крыла, м | 7,25 | ||||
Размах оперения | 4 | ||||
Диаметр, м | 1 ступени | 1,1 | |||
2 ступени | 2 | ||||
Длина контейнера, м | 22,11 (25) | ||||
Диаметр контейнера, м | 4,6 | ||||
Стартовая масса, кг | 21000 | ||||
Боеголовка | моноблочная ядерная (1-3 Мт) | - | |||
Силовая установка | |||||
Маршевый двигатель | ПВРД | ТРДФ ВК-15 | |||
Тяга двигателя, кгс (кН) | 9600 | ||||
Ускорители | 2 х ПРД | ||||
Летные данные (расчетные) | |||||
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) | 3200 | 3200-3500 | (3,1) | ||
Дальность полета | 2500-3000 | 3200-3400 | 1800-2000 | ||
Высота полета, км | >20 | 24-30 | 30 |
Источники информации:
- Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
- Проекты ОКБ им.С.В.Ильюшина / Вестник авиации и космонавтики 5'2000 /