ОКБ им.Лавочкина

176 (Ла-176)
фронтовой истребитель

    В сентябре 1948 г. начались заводские испытания опытного истребителя Ла-176 с двигатель РД-45Ф в 2270 кгс тяги. Созданный на базе машины «168», новый истребитель по расчетам конструкторов должен был развивать скорость, вплотную приближающуюся к звуковой. Чтобы достигнуть этого, крылу и оперению «176» придали стреловидность большую, чем у любого другого боевого самолета того времени - 45° (по линии фокусов). Увеличение угла стреловидности почти на 8° по сравнению с «168» оказалось качественно новой ступенью в развитии аэродинамической компоновки скоростного самолета, потребовавшей новых исследований, проверок в аэродинамических трубах и на стендах прочности.
    Истребитель был вооружен одной пушкой калибра 37 мм НС-37 и двумя калибра 23 мм НС-23. Ла-176
    В основном истребитель использовали в качестве экспериментального для исследования особенностей полета с околозвуковыми и небольшими сверхзвуковыми скоростями.
    Поскольку погода была нелетная, испытания перенесли на Черноморское побережье. В процессе испытаний и выполнения программы исследований летчик полковник И.Е.Федоров выполнил целую серию полетов. Первоначально «звуковой барьер» штурмовался в полетах «с прижимом» - со снижением от 10 до 6 км. Поскольку возникли сомнения в методике измерения скорости, трубка ПВД была заменена на сверхзвуковую. После чего испытания продолжил капитан О.В.Соколовский. 26 декабря 1948 г. (если отбросить сомнительные по технике измерения полеты) на высоте 9060 м впервые в СССР была достигнута скорость звука. Всего с декабря 1948 по январь 1949 года летчики шесть раз летали со звуковой скоростью.Ла-176 
   В январе 1949 г. вместо РД-45 на «176» установили двигатель ВК-1 с тягой на взлете 2700 кг. Во время испытаний 25 января 1949 года в полете со снижением была достигнута скорость, превышающая звуковую (1105 км/час или М=1,02). На высоте 10 тыс. м скорость «176» в горизонтальном полете лишь на 1 % была меньше звуковой.
    В ходе летных испытаний отмечалось, что на скорости звука и несколько превышающей ее, в характеристиках устойчивости и управляемости истребителя не было никаких аномалий. Поведение самолета почти ничем не отличалось от полета на дозвуковых скоростях.
    Испытания были прерваны катастрофой и гибелью летчика Соколовского. На взлете у его машины отсосало фонарь. Крышка фонаря открылась и пилот погиб, а машина разбилась.
    В акте аварийной комиссии, подписанной, в частности, такими крупными учеными, как В.Н.Матвеев, И.В.Остославский, В.В.Струминский, отмечалось: «В процессе заводских летных испытаний самолета «176» с двигателем ВК-1 достигнута скорость, равная звуковой. Такая скорость получена в СССР впервые. Полученные материалы летных испытаний самолета «176» представляют исключительную ценность для нашей скоростной авиации».
    После Ла-176 24 сентября 1949 г. летчик-испытатель А.М.Тютерев в пологом пикировании на МиГ-15 преодолел звуковой барьер, а в феврале 1950 летчик-испытатель И.Т.Иващенко на МиГ-17 многократно и уверенно (на этот раз в горизонтальном полете без всякого «прижима») преодолел звуковой барьер. В феврале-мае 1950 г. на те же летные режимы вышел и Як-50.
    Схема Ла-176 получила развитие при создании сверхзвукового истребителя-перехватчика Ла-190.

Описание
Разработчик ОКБ С.А.Лавочкина
Обозначение 176
Первый полет сентябрь 1948
Тип Фронтовой истребитель
Экипаж, чел 1
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10,97
Длина фюзеляжа, м 9,195
Размах крыла, м 8,59
Площадь крыла, м2 18,25
Угол стреловидности крыла (по линии фокусов) 45°
Размах стабилизатора, м 3
Нормальный взлетный вес, кг 4631
Вес пустого, кг 3111
Вес топлива и масла, кг 1165
Полной нагрузки, кг 1520
Массовая отдача, % 33
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 256
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ТРД ВК-1
Тяга двигателя, кгс (кН) 2700
Удельная нагрузка на тягу, кг/кгс 2,0
Летные данные
Максимальная скорость на высоте 7,5 км, км/ч (М=) 1105 (1,02)
Практический потолок, м 15000
Дальность, км 1000
Продолжительность полета, ч 1,5
Время набора высоты 5000 м, мин 1,8
Вооружение
Пушки 1х НС-37, 2х НС-23

Проекции "176"
"176" с выпущенным шасси

Источники информации:

  1. «Фронт идет через КБ» / М.Арлазоров, 1987 /
  2. «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  3. Послевоенные советские самолеты, «Крылья родины»
  4. «Vojenska letadla»/ Vaclav Nemecek, Praha, 1982

Рейтинг@Mail.ru Топ-100