
176 (Ла-176)
фронтовой истребитель
В сентябре 1948 г. начались заводские испытания опытного истребителя Ла-176
с двигатель РД-45Ф в 2270 кгс тяги. Созданный на базе машины «168», новый истребитель по расчетам конструкторов
должен был развивать скорость, вплотную приближающуюся к звуковой. Чтобы достигнуть этого, крылу и оперению
«176» придали стреловидность большую, чем у любого другого боевого самолета того времени
- 45° (по линии фокусов). Увеличение угла стреловидности почти на 8° по сравнению с «168»
оказалось качественно новой ступенью в развитии аэродинамической компоновки скоростного самолета, потребовавшей новых исследований, проверок
в аэродинамических трубах и на стендах прочности.
Истребитель был вооружен одной пушкой калибра 37 мм НС-37 и двумя калибра 23 мм НС-23.
В основном истребитель использовали в качестве экспериментального для исследования особенностей полета с околозвуковыми и
небольшими сверхзвуковыми скоростями.
Поскольку погода была нелетная, испытания
перенесли на Черноморское побережье. В процессе испытаний и выполнения программы исследований
летчик полковник И.Е.Федоров выполнил целую серию полетов. Первоначально «звуковой барьер» штурмовался в полетах «с прижимом» - со снижением от 10
до 6 км. Поскольку возникли сомнения в методике измерения скорости, трубка ПВД
была заменена на сверхзвуковую. После чего испытания продолжил капитан О.В.Соколовский.
26 декабря 1948 г. (если отбросить сомнительные по технике измерения полеты) на высоте 9060 м впервые в СССР была достигнута скорость звука.
Всего с декабря 1948 по январь 1949 года летчики шесть раз летали со звуковой скоростью.
В январе 1949 г. вместо РД-45 на «176» установили двигатель ВК-1 с тягой на взлете 2700 кг.
Во время испытаний 25 января 1949 года в полете со снижением была достигнута скорость, превышающая звуковую
(1105 км/час или М=1,02). На высоте 10 тыс. м скорость «176» в горизонтальном полете лишь на 1 % была меньше звуковой.
В ходе летных испытаний отмечалось, что на скорости звука и несколько превышающей ее, в характеристиках устойчивости и управляемости истребителя
не было никаких аномалий. Поведение самолета почти ничем не отличалось от полета на дозвуковых скоростях.
Испытания были прерваны катастрофой и гибелью летчика Соколовского.
На взлете у его машины отсосало фонарь. Крышка фонаря открылась и пилот погиб, а машина разбилась.
В акте аварийной комиссии, подписанной, в частности, такими крупными учеными, как В.Н.Матвеев, И.В.Остославский, В.В.Струминский,
отмечалось: «В процессе заводских летных испытаний самолета «176» с двигателем ВК-1
достигнута скорость, равная звуковой. Такая скорость получена в СССР впервые. Полученные материалы летных испытаний
самолета «176» представляют исключительную ценность для нашей скоростной авиации».
После Ла-176 24 сентября 1949 г. летчик-испытатель А.М.Тютерев в пологом пикировании на МиГ-15
преодолел звуковой барьер, а в феврале 1950 летчик-испытатель И.Т.Иващенко на МиГ-17
многократно и уверенно (на этот раз в горизонтальном полете без всякого «прижима»)
преодолел звуковой барьер. В феврале-мае 1950 г. на те же летные режимы вышел и Як-50.
Схема Ла-176 получила развитие при создании сверхзвукового истребителя-перехватчика Ла-190.
Описание | |
---|---|
Разработчик | ОКБ С.А.Лавочкина |
Обозначение | 176 |
Первый полет | сентябрь 1948 |
Тип | Фронтовой истребитель |
Экипаж, чел | 1 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина, м | 10,97 |
Длина фюзеляжа, м | 9,195 |
Размах крыла, м | 8,59 |
Площадь крыла, м2 | 18,25 |
Угол стреловидности крыла (по линии фокусов) | 45° |
Размах стабилизатора, м | 3 |
Нормальный взлетный вес, кг | 4631 |
Вес пустого, кг | 3111 |
Вес топлива и масла, кг | 1165 |
Полной нагрузки, кг | 1520 |
Массовая отдача, % | 33 |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | 256 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 1 |
Двигатель | ТРД ВК-1 |
Тяга двигателя, кгс (кН) | 2700 |
Удельная нагрузка на тягу, кг/кгс | 2,0 |
Летные данные | |
Максимальная скорость на высоте 7,5 км, км/ч (М=) | 1105 (1,02) |
Практический потолок, м | 15000 |
Дальность, км | 1000 |
Продолжительность полета, ч | 1,5 |
Время набора высоты 5000 м, мин | 1,8 |
Вооружение | |
Пушки | 1х НС-37, 2х НС-23 |
Источники информации:
- «Фронт идет через КБ» / М.Арлазоров, 1987 /
- «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
- Послевоенные советские самолеты, «Крылья родины»
- «Vojenska letadla»/ Vaclav Nemecek, Praha, 1982