МиГ-25БМ (РБМ, изд.02М, изд.66) «FoxBat - F»
самолет прорыва ПВО
Одноместный сверхзвуковой самолет прорыва ПВО противника с радиоэлектронным и огневым подавлением средств ПВО. Создан по решению комиссии Совета Министров от 13 июля 1973 г.
Параллельно с созданием разведчиков и разведчиков-бомбардировщиков МиГ-25 велись работы и над специализированной машиной,
предназначенной для борьбы со средствами ПВО противника. В начале 70-х годов
разрабатывался проект противолокационного самолета Е-155К, оснащенного двумя ракетами
класса «воздух-РЛС» Х-58У, специальным поисково-прицельным оборудованием и двумя
станциями шумовых помех «Ландыш».
В 1974 г. было начато проектирование МиГ-25БМ. На самолет установлен противорадиолокационный радиоэлектронный комплекс
«Ягуар» в составе аппаратуры целеуказания головкам самонаведения противорадиолокационных ракет
«Сыч», станции радиотехнической разведки «Береза-Л» и станций активных помех
«Сирень-1Д-ОЖ» и «Лютик». Основное вооружение самолета - четыре противорадиолокационных ракеты Х-58 (Х-58У) с пассивной радиолокационной головкой четырёх поддиапазонов. Вместе с тем сохранена возможность подвески авиабомб по типу
МиГ-25РБ. Самолет оснащен более совершенным навигационным оборудованием. Элементы комплекса оборудования МиГ-25БМ проходили в 1974-1976 гг. испытания на самолетах МиГ-25РБ № 303 и 401.
Первый вылет на прототипе МиГ-25БМ (№2047, бортовой № 47) выполнен 27 января 1977 г. летчиком А.П.Щелкуновым. Самолет проходил государственные испытания в 1977-1980 г. В 1981 г. прошел государственные испытания с четырьмя ракетами
Х-58У и был принят на вооружение. Самолеты МиГ-25БМ строились серийно
в Горьком в 1982-1985 гг., всего выпущено 40 экземпляров.
Несколько МиГ-25БМ были поставлены ВВС Ирака в 1986-88 гг. Самолет применялся в ирано-иракской войне.
Внешне МиГ-25БМ отличался от дpyгих ваpиантов фоpмой удлиненного на 0,72 м носового pадиопpозpачного
обтекателя и его цветом - темно-сеpым или зеленым, а также наличием антенны аппаpатypы РЭБ и типом балочных деpжателей.
В начале 1990-х годов базировавшиеся в ГДР, Польше и Белоруссии эскадрильи МиГ-25БМ были передислоцированы в Россию, а вскоре самолеты сняли с вооружения.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ им.А.И.Микояна | |
Обозначение | МиГ-25РБМ | |
Кодовое наименование НАТО | FoxBat-F | |
Тип | противолокационный самолет | |
Первый полет | 27 января 1977 | |
Год принятия на вооружение | 1982 (84) | |
Экипаж, чел | 1 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 22,27 | |
Высота самолета, м | 6 | |
Размах крыла, м | 13,42 | |
Площадь крыла, м2 | 62,4 | |
Максимальная взлетная масса, кг | 41200 | |
Нормальная взлетная масса, кг | 37000 | |
Топлива во внутренних баках, кг | 15245 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРДФ Р-15БД-300 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимальная | 8800 (86,3) |
форсаж | 11200 (109,8) | |
Летные данные | ||
Дальность полета, км |
со сверхзвуковой скоростью | 1635 |
с дозвуковой скоростью | 1865 | |
Дальность с ПТБ емкостью 5300 л, км | со сверхзвуковой скоростью | 2130 |
с дозвуковой скоростью | 2400 | |
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) | 3000 (2,83) | |
Практический потолок, м | 23000 | |
Время набора высоты 19000 м, мин | 6,6 | |
с 2000 кг бомб | 8,2 | |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 3,8 (5) | |
Вооружение | ||
УР | «воздух-РЛС» | 2-4 Х-58У |
«воздух-воздух» | Р-60 | |
Бомбовая нагрузка, кг | до 4000 |
Источники информации:
- Авиация и космонавтика №8. 1999
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- МиГ-25РБ / «Уголок неба»/
- МиГ-25 и его модификации / Su-27 Flanker in life and in game /