ОКБ Мясищева

М-40 «Буран»
Стратегическая крылатая ракета

Стартовое устройство МКР «40»     Опытно-конструкторские работы по межконтинентальной крылатой ракете (МКР) «Буран» были начаты в ОКБ-23 в апреле 1953 года и официально заданы Постановлениями СМ СССР от 20 мая 1954 и от 11 августа 1956 г. Главным конструктором по теме «40» (проект «40») назначен Г.Н.Назаров, ведущим конструктором - Д.Ф.Орочко, по маршевой ступени («42») ракеты - Г.Д.Дермичев, по ускорителям («41») А.И.Злоказов.
    Крылатая ракета «40» была спроектирована по нормальной самолетной схеме с треугольным крылом с углом стреловидности по передней крoмке 70º и тонким сверхзвуковым профилем, корпус выполнен из титановых сплавов. Оперение - крестообразное, с аэродинамическими рулями. Конструкция ракеты аналогична МКР «Буря», но стартовый вес несколько больший, т.к. предполагалось разместить более мощную и тяжелую боевую часть, оснащенную взрывными устройствами контактного и дистанционного типа.М-40 "Буран"
    В качестве силовой установки использовался ПВРД, разрабатывавшийся в ОКБ М.М.Бондарюка с лобовым воздухозаборником, на входе которого находилось центральное многоскачковое тело. Внутри последнего размещалась боевая часть весом 3500 кг. Горючее находилось в кольцевых фюзеляжных топливных баках.
    Для старта и разгона маршевой ступени «42» до скорости запуска сверхзвукового ПВРД использовались четыре ускорителя «41» с ЖРД тягой по 55 т, разработанные на базе самолетных ускорителей «СУМ». Двигатели первой ступени разработаны в ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко. После запуска маршевого двигателя на высоте 18200 метров ускорители отстреливались, и самолет-снаряд должен был лететь к цели, расположенной на удалении 7500-8000 км, в автоматическом режиме со скоростью 3290 км/ч на высотах 24-25 км.
    Поддержание заданного курса осуществлялось с помощью гироинерциальной навигационной систем с астрокоррекцией от звездных датчиков, размещавшихся в отсеке на верхней части фюзеляжа. Система астрокоррекции для ракеты разработана под руководством Р.Г.Чачикяна.
    В 1957 г. опытное производство ОКБ-23 построило одну крылатую ракету, рассчитанную под новую боевую часть и получившую обозначение «40А». В этом же году начались ее стендовые испытания.
    В процессе создания «сороковки» удалось получить ответы на множество принципиально новых теоретических вопросов и решить ряд конструктивно-технологических задач. Совместно с институтами авиационных материалов и авиационной технологии создавались новые конструкционные материалы, автоматические станки, технология роликовой и точечной сварки тонкостенных конструкции ракеты. Точнее, последнее было возрождением технологии тонкостенных конструкций, разработанных в довоенные годы и внедренных в самолетах серии «Сталь». Образцы этих конструкций сохранились в ангаре 101-й кафедры МАИ, и в начале 1950-х туда зачастили многие из создателей авиационной и ракетной техники.
маршевая ступень «42»     Специально для «Бурана» разработали рулевые приводы и смазку, обеспечивающие функционирование органов управления до температуры +400 ºС. В процессе опытно-конструкторских работ для оценки различных характеристик ракеты создавались новые методики, в частности, для определения напряженно-деформированного состояния треугольных крыльев впервые в СССР в ОКБ-23 разработали алгоритм прочностного расчета, ставшего основой метода конечных элементов.
    Осенью 1957 года работы по ракете «40» были прекращены. До закрытия работ было изготовлено две ракеты «Буран» для проведения ЛКИ. Однако, если за «Бурю» еще пытались бороться, то у «Бурана» защитников не нашлось. В конструкторском бюро Мясищева параллельно шла работа над стратегическим бомбардировщиком М-50 и коллектив бюро без особых эмоций переключился на решение этой проблемы.
    Полностью работы по теме «КРМД» были закрыты решением руководства страны (Н.С.Хрущева) в ноябре 1957 года после проведения успешных испытаний межконтинентальной ракеты Р-7 С.П.Королева, способной доставить ядерный заряд до территории США. Ракета Р-7 была признана более перспективной и надежной, средств и ресурсов для продолжения работ над несколькими носителями межконтинентальной дальности не было.

Описание
Конструкция ОКБ В.М.Мясищева
Обозначение М-40 «Буран»
Год постройки 1957
Тип Стратегическая крылатая ракета
Система наведения ИНС с астронавигационной системой
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м общая 24
I ступени 19,1
II ступени 23,3
Диаметр фюзеляжа, м I ступени 1,2 (1,6)
II ступени 2,4
Размах крыла, м 11,6
Площадь крыла, м2 98
Стартовая масса, кг общая 125000
I ступени 80000
II ступени 60000
Масса БЧ, кг 3400-3500
БЧ термоядерная моноблочная
Силовая установка
Маршевый двигатель СПВРД РД-018А
Тяга двигателя, кгс (кН) 10600
Стартовый двигатель 4 х ЖРД
Тяга двигателя, кгс (кН) 4 х 55000
Летные данные (расчетные)
Дальность полета, км 8500-9150
Точность стрельбы (КВО), км 10
Скорость полета, м/с (М=) 3,1
Высота полета, м 18000-20000

Источники информации:

  1. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
  2. Экспериментальный машиностроительный завод / buran.ru /
  3. Крылатые ракеты «Буря» и «Буран» / История Российской Советской космонавтики /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100