HAAL-2000
авиационно-космический комплекс

    В 1995-99 годы конструкторскими бюро и предприятиями России и Украины была разработана совместная программа High Altitude Air Launch (НААL), которая предусматривает создание ряда аэрокосмических комплексов. Один из них - «2001», предусматривал в качестве носителя самолёт Ту-160, а ракеты-носителя - одну из уже существующих ракет массой от 20 до 50 тонн с выводом в космос полезной нагрузки от 400 до 1 500 кг.
    Этот проект можно рассматривать как своеобразное продолжение работ по проекту «Бурлак-Диана».Макет Ту-160СК
    Правда, использование в качестве разгонщика ракеты «Штиль» вызывает вопросы. Подвеска этой ракеты массой от 45 до 47 тонн под Ту-160 проблематична ввиду ее больших габаритов.
    Один из основных участников консорциума RCATC (Russian Commonwealth Aerospace Technology Consortium) - коммерческий концерн Yakovlev Aircraft. Его главным конструктором является С.А.Яковлев - сын известного авиаконструктора А.С.Яковлева), директором - James T. Hollister.
    Двухступенчатый ускоритель весом 32 т., стартуя с Ту-160 на высоте 13 км, должен выводить на низкую орбиту (LEO) до 1135 кг. При этом стоимость пуска составляет около 5 млн.долл.
    В качестве преимуществ проекта называется:
    - использование готовых технических решений, что снижает расходы на модернизацию и технический риск;
    - базирование Ту-160 в Прилуках (Украина), где уже есть готовые экипажи и обслуживающий персонал;
    - подвеска ПН и запуск ее на орбиту в стране заказчика снимает ограничения на экспорт технологий.
    В 3 марта 1999 г. правительство Украины разрешило RCATC продажу  американской компании Platforms International Corporation (PIC) трех Ту-160 ВВС Украины и запасные части к ним за $20 млн для переоборудования самолетов в носители ракет для запуска спутников. 5 марта PIC заключает с RCATC соглашение о стратегическом партнерстве. Организация запусков с помощью ракет-носителей Pegasus возлагалась на другую американскую фирму - Orbital Network Services Corporation (OrbNet). От нее Украина должна была получать 20% прибыли от эксплуатации переоборудованных Ту-160.
      Попытка Украины продать частной компании (пусть даже американской) стратегические бомбардировщики - явное нарушение договора СНВ-2, согласно которому до конца 2001 года все украинские Ту-160 должны были быть уничтожены - за исключением тех, что останутся в качестве музейных экспонатов. Принципиальная позиция России нашла поддержку в Вашингтоне, который также высказался против любого нарушения Украиной основополагающих положений договора.
    Однако уже в мае 1999 г. Госдепартамент США и правительство Украина пришли к соглашению, что  коммерческое использование трех Ту-160 не будет нарушать договор СНВ при условии модернизации их для предотвращения их боевого использования.
    По словам Дж.Холлистера Yakovlev Aircraft зарезервировал до 400 ЖРД первой ступени и несколько дюжин ЖРД для второй ступени ускорителя. Стоимость программы оценивается в 100 млн.долл., включая приобретение трех Ту-160. Первый пуск планируется через 3 года после начала финансирования.
    В тоже время неопределенность с проектом спутниковой связи «Иридиум», а также передача Украиной оставшихся в летном состоянии Ту-160 России делают будущее программы сомнительным.

Описание
Конструкция Yakovlev Aircraft
Обозначение программа «2001»
Тип авиационно-космический комплекс
Проект 1995-1999
Летные данные
Скорость пуска, км/ч (М=) 1700 (1,7)
Высота пуска, км 13
Высота орбиты РН, км 200-1000
Максимальный вес ПН, кг 1135

Источники информации:

  1. Воздушный старт на рынке пусковых услуг и в конверсии тяжёлых самолётов / Центр Александра Жилина /
  2. Украинский BlackJack не достанется Америке / Avia.Ru /
  3. Ukraine sells three Tu-160 strategic bombers / Air International, 04/99 /
  4. Tu-160 Launch Program Revamped To Cut Costs / AW&ST, June 12, 2000 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100