HAAL-2000
авиационно-космический комплекс
В 1995-99 годы конструкторскими бюро и предприятиями России и
Украины была разработана совместная программа High Altitude Air Launch (НААL),
которая предусматривает создание ряда аэрокосмических комплексов. Один из них -
«2001», предусматривал в качестве носителя самолёт Ту-160, а ракеты-носителя - одну из уже существующих ракет массой от 20 до 50 тонн с выводом в космос полезной нагрузки от 400 до 1 500 кг.
Этот проект можно рассматривать как своеобразное продолжение
работ по проекту «Бурлак-Диана».
Правда, использование в качестве разгонщика ракеты «Штиль»
вызывает вопросы. Подвеска этой ракеты массой от 45 до 47 тонн под Ту-160
проблематична ввиду ее больших габаритов.
Один из основных участников консорциума RCATC (Russian Commonwealth Aerospace Technology Consortium)
- коммерческий концерн Yakovlev Aircraft. Его главным конструктором
является С.А.Яковлев - сын известного авиаконструктора А.С.Яковлева),
директором - James T. Hollister.
Двухступенчатый ускоритель весом 32 т., стартуя с Ту-160 на
высоте 13 км, должен выводить на низкую орбиту (LEO) до 1135 кг.
При этом стоимость пуска составляет около 5 млн.долл.
В качестве преимуществ проекта называется:
- использование готовых технических решений, что снижает
расходы на модернизацию и технический риск;
- базирование Ту-160 в Прилуках (Украина), где уже есть
готовые экипажи и обслуживающий персонал;
- подвеска ПН и запуск ее на орбиту в стране заказчика
снимает ограничения на экспорт технологий.
В 3 марта 1999 г. правительство
Украины разрешило RCATC продажу американской компании Platforms International Corporation (PIC) трех Ту-160
ВВС Украины и запасные части к ним за $20 млн для переоборудования самолетов в
носители ракет для запуска спутников. 5 марта PIC
заключает с RCATC соглашение о стратегическом
партнерстве. Организация запусков с помощью ракет-носителей Pegasus возлагалась
на другую американскую фирму - Orbital Network Services Corporation (OrbNet). От
нее Украина должна была получать 20% прибыли от эксплуатации переоборудованных
Ту-160.
Попытка Украины продать частной компании (пусть даже
американской) стратегические бомбардировщики - явное нарушение договора СНВ-2,
согласно которому до конца 2001 года все украинские Ту-160 должны были быть
уничтожены - за исключением тех, что останутся в качестве музейных экспонатов.
Принципиальная позиция России нашла поддержку в Вашингтоне, который также высказался против
любого нарушения Украиной основополагающих положений договора.
Однако уже в мае 1999 г. Госдепартамент США и правительство
Украина пришли к соглашению, что коммерческое использование трех Ту-160 не
будет нарушать договор СНВ при условии модернизации их для предотвращения их
боевого использования.
По словам Дж.Холлистера Yakovlev Aircraft зарезервировал до 400 ЖРД первой ступени и несколько дюжин ЖРД для второй
ступени ускорителя. Стоимость программы оценивается в 100 млн.долл., включая приобретение трех Ту-160. Первый пуск планируется через 3 года после начала
финансирования.
В тоже время неопределенность с проектом спутниковой связи
«Иридиум», а также передача Украиной оставшихся в летном состоянии Ту-160 России делают будущее программы сомнительным.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | Yakovlev Aircraft | |
Обозначение | программа «2001» | |
Тип | авиационно-космический комплекс | |
Проект | 1995-1999 | |
Летные данные | ||
Скорость пуска, км/ч (М=) | 1700 (1,7) | |
Высота пуска, км | 13 | |
Высота орбиты РН, км | 200-1000 | |
Максимальный вес ПН, кг | 1135 |
Источники информации:
- Воздушный старт на рынке пусковых услуг и в конверсии тяжёлых самолётов / Центр Александра Жилина /
- Украинский BlackJack не достанется Америке / Avia.Ru /
- Ukraine sells three Tu-160 strategic bombers / Air International, 04/99 /
- Tu-160 Launch Program Revamped To Cut Costs / AW&ST, June 12, 2000 /