МКБ "Радуга"

«Бурлак-Диана»
ракета-носитель

Схема применения комплекса "Бурлак"     Проект двухступенчатой ракеты-носителя «Бурлак» был предложен МКБ «Радуга» в 1991 г. для восстановления орбитальной группировки разведывательных спутников и спутников системы предупреждения в ходе ведения военных действий. Старт ракеты с борта самолета Ту-160СК должен был обеспечить вывод на любую заданную орбиту легких ИСЗ как для создания многоспутниковых систем, так и для их поддержания в рабочем состоянии, с заменой выработавших ресурс или вышедших из строя спутников. Первоначальный проект предусматривал возможность выведения 700 кг коммерческой нагрузки на экваториальную орбиту.
    Участие в работах по созданию авиационно-космического комплекса помимо АНТК им. А.Н.Туполева и МКБ «Радуга» принимали ОКБ МЭИ, ЦАГИ, ЛИИ, НИИАС и ряд других организаций промышленности.
    Создаваемый по конверсионной программе экологически чистый, экономичный, мобильный и оперативный комплекс «Бурлак» предназначен для вывода на орбиту «малых» спутников для создания системы связи, спутниковой навигации, контроля, поиска полезных ископаемых и т.д.Полезная нагрузка, выводимая РН "Бурлак"
   Технически использование самолета-носителя Ту-160 в качестве 1-й ступени для запуска космических ракетных разгонщиков ИСЗ «Бурлак» дает возможность:

    Масса этого двухступенчатого носителя «Бурлак» составит 32 т, длина - 22 м, а диаметр - 1,6 м. В отличие от «Пегасуса» у него нет крыльев, а хвостовое оперение аппарата в подвешенном под самолетом положении сложено.
    Первая ступень носителя снабжена ЖРД Р0.201 (РД-0244), используемым также для первой ступени БРПЛ Р-29РМ. Работа двигательной установки второй ступени (ЖРД Р0.202 (РД-0242)) будет происходить в два включения. В качестве топлива используются гидразин + азотный тетроксид.
    В перспективе на базе ракеты «Бурлак» предполагалось создать новую ракету-носитель «Бурлак-М». На первой ступени «Бурлак-М» будет применен гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель.
    В этом варианте масса полезной нагрузки по сравнению с комплексом «Бурлак» по расчетам должна возрасти в 1,5 раза.Макет "Бурлака"
    «Бурлак» стартует уже за пределами самых плотных слоев атмосферы - с высоты 9-11 км или 12-13 км с достаточно высокой начальной скоростью М=0,8 или М=1,7 (в зависимости от высоты старта). Эти условия обеспечивают вывод на орбиты высотой 200-1000 км грузов массой 600-800 кг (полярные орбиты) или 840-1100 кг (экваториальные орбиты). Стоимость одного коммерческого запуска оценивается в 2,5 миллиона долларов. При этом стоимость вывода на орбиту 1 кг груза находится в пределах 6000-8000 долл.
    В 1995 году МКБ «Радуга» был завершен эскизный проект ракеты-разгонщика. В 1996 г. предполагалась его защита в Госкомоборонпроме и постройка электрифицированного натурного макета в металле. Намечалось разместить на ДМЗ заказы на изготовление первых опытных образцов с тем, чтобы в течение трех лет завершить их постройку и выполнить первый запуск Бурлака в 1998 году.
Ту-160 на МАКС'97     В 1995 году самолет Ту-160 с деревянным макетом космического разгонщика «Бурлак» был представлен на Парижском авиационном салоне и вызвал огромный интерес у специалистов и публики.
    Первоначально программа была чисто российской, но вскоре с ней познакомилась германская фирма OHB-System из Берлина, совместно с российской ассоциацией «Бурлак» выполнившая по заказу немецкого космического агенства DARA две фазы углубленных исследований, которые продемонстрировали не только техническую реализуемость проекта, но и подтвердили его хорошие экономические и коммерческие перспективы. В целях дальнейшего практического осуществления проекта российские и германские фирмы договорились о создании совместного предприятия для организации работ по программе, получившей название «Бурлак-Диана».
    В 1997 г. Ту-160 с макетом «Бурлака» был показан на МАКС.

Описание
Конструкция МКБ «Радуга»
Обозначение «Бурлак» «Бурлак-М» «Бурлак-Диана»
Тип авиационная ракета-носитель
Проект 1991   1994
Система управления инерциальная
Органы управления газовые рули
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м общая 15,3 20,2 22,5
I ступени 10,5    
II ступени 5,5    
Размах крыла, м 5,2   5,0
Размах оперения, м 4,7 4,7 1,9
Диаметр корпуса, м 1,3 1,6 1,6
Стартовая масса, кг общая 20000 32000 28500
I ступени     18000
II ступени     9400
Масса пустой, кг I ступени     1800
II ступени     900
Силовая установка
Двигатель I ступени ЖРД Р0.201 (РД-0244) ГПВРД ЖРД Р0.201 (РД-0244)
II ступени ЖРД Р0.202 (РД-0242)
Тяга двигателя, кгс (кН) I ступени 46000   46000 (451)
II ступени 10000 (98)
Время работы, с     336
Топливо ЖРД гидразин (UDMH)
Окислитель азотный тетроксид N2O4
Летные данные
Скорость пуска, км/ч (М=) Н=9-11 км     (0,8)
Н=12-13 км     1700 (1,7)
Высота орбиты, км круговой 200-1000
эллиптической 200 x 8500
Наклонение орбиты, град 0-90
Полезная нагрузка
Тип Легкие ИСЗ
Габариты, м 1,9(1,3)x1,2x1,2 1,9x1,2x1,2 3,5x1,4
Объем, м3 1,6-1,75  
Вес ПН, кг круговые полярные орбиты (h=200 км) 300-700 300-700 775
круговые экваториальные орбиты (h=200 км) 500-700 1100 1100
круговые полярные орбиты (h=1000 км) 150   550
круговые экваториальные орбиты (h=1000 км) 220   825
эллиптические полярные орбиты 150    
эллиптические экваториальные орбиты 220    

Ракета-носитель "Бурлак"
Ракета-носитель "Бурлак-М"
Ракета-носитель "Бурлак-Диана"
Компоновка РН "Бурлак-Диана"Схема вывода на орбиту с помощью РН "Бурлак"

Источники информации:

  1. Проект ракеты-носителя БУРЛАК
  2. «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах» / Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. /
  3. Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 4.2000
  4. Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /
  5. МАКС'97 / aviation.ru /
  6. Космическая тематика / РЕСТАРТ + /
  7. Воздушный старт на рынке пусковых услуг и в конверсии тяжёлых самолётов / Центр Александра Жилина /
  8. Encyclopedia Astronautica / M.Wade /