Х-65
тактическая крылатая ракета
В середине 1980-х гг.в МКБ «Радуга» на базе КРВБ Х-55 была создана крылатая ракета, оснащенная обычной боевой частью (фугасной или кассетной).
Она получила обозначение Х-65.
Ее летно-технические данные впервые были представлены на Московском авиашоу в 1992. Сама Х-65 была показана впервые в 1993 (в
феврале - Абу-Даби, а в сентябре - в Жуковском и Нижнем Новгороде).
Ракета, Х-65 может применяться как со стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, так и с
истребителей-бомбардировщиков, соответственно с роторных пусковых устройств типа МКУ-6-5 или ординарных балочных пусковых устройств. Пуск Х-65 может производится с высоты до 12 км при скорости самолета-носителя 540-1050 км/ч.
Система управления Х-65 инерциальная с коррекцией по рельефу местности.
Ракета Х-65 проходила испытания с конца 80-х гг., но данных об ее принятии на вооружение нет.
Для поражения надводных кораблей с эффективной поверхностью рассеивания 300 м2 в условиях сильного электронного
противодействия на базе Х-55 создана противокорабельная ракета Х-65СЭ. По своим характеристикам она отличается от Х-65 лишь дальностью стрельбы
(250 км при запуске на малых и 280 км - на больших высотах) и системой управления. Боевая часть ракеты кумулятивно-фугасная весом 410 кг.
Самолет-носитель (Ту-22М3 или другой) может осуществить пуск ракеты Х-65СЭ с высоты от 0,1 до 12 км со скоростью
540-1050 км/ч по морской цели, координаты которой известны лишь ориентировочно. Пуск ракеты осуществляется по принципу «выстрелил и забыл».
В заданный район ракета летит на малой высоте, управляясь инерциальной системой наведения. В предполагаемом месте нахождения цели ракета увеличивает высоту полета и начинает барражировать, включив бортовую активную радиолокационную головку самонаведения, пока не захватит цель.
Ракета Х-65СЭ экспонировалась на выставке МАКС-97. Данных о принятии ее на вооружение нет.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | МКБ «Радуга» | |
Обозначение | Х-65 | Х-65СЕ |
Обозначение NATO | AS-15 «Kent» (?) | |
Год | середина 80-х | 1992 (?) |
Тип ГСН | инерциальная + коррекция по рельефу местности | инерциальная + активная радиолокационная |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 6,04 | |
Размах крыла, м | 3,1 | |
Диаметр корпуса, м | 0,514 | |
Стартовый вес, кг | 1250 | |
Тип боеголовки | фугасная или кассетная | фугасно-кумулятивная |
Масса БЧ, кг | 410 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | ДТРД | |
Летные данные | ||
Скорость, км/ч (м/с; М=) | 840 (260; 0,77) | |
Скорость пуска, км/ч | 540 - 1050 | |
Высота пуска, м | 100-12000 | |
Дальность пуска, км | 500-600 | 250-280 |
Высота полёта на маршевом участке траектории, м | 40-110 |
Источники информации:
- «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
- Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР / С.Мороз, С.Попсуевич, 2001 /
- AS-15 KENT / FAS/
- Missiles / aviation.ru /