ОКБ Сухого

Су-33 (Су-27К, Т-10К)
истребитель корабельного базирования

История создания

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет Су-33 создан на базе многоцелевого истребителя Су-27 и выполнен по схеме «продольный триплан».
    На нижней поверхности центральной балки размещены узлы крепления тормозного гака. Для уменьшения стояночных габаритов законцовка центральной балки может откидываться вверх.
    Стреловидное крыло оснащено трехсекционным носком, зависающими элеронами и двухсекционным двухщелевым закрылком.
    Цельноповоротное ПГО установлено в зоне замыкающего шпангоута головной части фюзеляжа.
    Консоли крыла и горизонтальное оперение выполнены складывающимися (посредством гидравлического привода, поворот осуществляется на угол 135 град.), что значительно уменьшает габариты самолета при стоянке на палубе или в ангаре. Складной является и штанга ПВД.
    В отличие от Су-27, консоли цельноповоротного основного горизонтального оперения могут отклоняться на всех скоростях полета только совместно (на угол - 7/+70 град.). Приняты меры по увеличению коррозионной стойкости самолета. Конструкция основных элементов планера, двигатели, бортовые системы и оборудование выполнены во всеклиматическом варианте с учетом условий корабельного базирования (солевой туман, высокие температуры, влажность и т.п.).
    Несколько уменьшена высота вертикального оперения самолета.
    По сравнению с Су-27 на корабельном самолете усилено шасси. Основные опоры оснащены колесами уменьшенного диаметра (1030x350 мм), носовая опора имеет два колеса (620x180 мм) и может поворачиваться на угол +/-60 град, обеспечивая повышенную маневренность самолета на палубе. Давление в пневматиках, по сравнению с Су-27, повышено.
    В кабине самолета установлено усовершенствованное катапультное кресло К-36К, спинка которого наклонена на угол 30 град., что позволяет летчику легче выдерживать перегрузки при ведении маневренного воздушного боя.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На истребителе установлено два ТРДДФ АЛ-31К (на режиме «чрезвычайный форсаж» - 2x13300 кгс). Су-33 может оснащаться подвесными топливными баками. Убирающаяся в нерабочем положении «Г»-образная штанга дозаправки топливом в полете расположена в передней части фюзеляжа, слева от кабины летчика. Роль самолета-заправщика может выполнять другой истребитель Су-33 с подвесным контейнером УПАЗ (способен передать в воздухе до 6000 кг топлива).

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Из-за необходимости обеспечения складывания консолей крыла дифференциальное отклонение флаперонов обеспечено за счет системы дистанционного управления (СДУ). Полностью устранена механическая проводка к элеронам и рулям направления, существующая на Су-27. Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К обеспечивает автоматическое управление по всем трем каналам. Он включает систему автоматического управления с автоматом тяги двигателей, обеспечивающую полет с коррекцией координат от систем спутниковой навигации и дальней радионавигации, возвращение к кораблю и за- ход на посадку в автоматическом режиме с использованием корабельной системы «Резистор-К-42» (возможна посадка при метеоминимуме 30x400 м, а также полностью автоматический заход на посадочную полосу вплоть до касания).
    Обеспечена выставка гироскопов ИНС и ввод полетного задания в условиях «подвижного основания».
    Самолет оснащен БРЛС Н001 (аналогичной применяемой на Су-27) и усовершенствованной оптиколокационной станцией ОЛС-27К, отличающейся от ОЛС-27 новыми алгоритмическим и программным обеспечением.

ВООРУЖЕНИЕ истребителя включает пушку ГШ-301 (30 мм, 150 патронов). Су-33 может брать на борт до 12 УР класса «воздух-воздух». Для ведения дальнего ракетного боя могут использоваться ракеты Р-27Р и Р-27Т (соответственно с радиолокационным полуактивным самонаведением и ТГС), УР увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ, а также усовершенствованные ракеты Р-27ЭМ, способные поражать малоразмерные противокорабельные ракеты, летящие на высотах до 3 м.
    Для ведения ближнего маневренного боя используются ракеты малой дальности с ТГС Р-73. Для поражения надводных целей самолет предполагалось оснастить оперативно-тактическими сверхзвуковыми ракетами типа «Оникс» («Яхонт»), способными поражать различные цели (в том числе и авианосные группы) на удалении до нескольких сотен километров. Для действия по наземным и морским целям самолет может нести бомбы калибром до 1500 кг и НАР. Под фюзеляжем допускается подвеска контейнера системы дозаправки в воздухе УПАЗ. Общая масса боевой нагрузки на внешних узлах подвески 6500 кг.
    Тактический радиус Су-33 - более 1000 км. На удалении 250 километров от своего авианосца он способен барражировать в заданной зоне, выполняя задачи ПВО и ПРО свыше двух с половиной часов.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ Взлет Су-33 с палубы корабля производится с трех стартовых позиций: двух, обеспечивающих дистанцию разбега 105 м, и одной - 195 м. Заход на посадку происходит по управлению со специального посадочного мостика, где команда офицеров посадки ведет управление движением самолета по траектории захода. Самолет фиксируется корабельной РЛС и после входа в начальную часть глиссады снижения управляется посадочным радиолокатором. Кроме того, летчик визуально регулирует траекторию снижения истребителя, основываясь на наблюдении цветных огней посадочной системы «Луна-3».
    Посадка истребителя на палубу осуществляется практически без выравнивания при снижении по посадочной глиссаде с углом 4 град. После касания палубы истребитель цепляется посадочным гаком за трос аэрофинишера и тормозится с продольной перегрузкой -3...-4.5 на дистанции 90...100 м. При касании палубы летчик переводит двигатели на режим «максимал» для того, чтобы в случае незацепления гака или обрыва троса иметь возможность взлететь с посадочной палубы и уйти на второй круг.

Описание
Разработчик ОКБ П.О.Сухого
Обозначение Су-33 (Су-27К)
Кодовое наименование НАТО Flanker-D
Тип палубный истребитель
Экипаж, чел. 1
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета (со штангой ПВД), м 21,19
Высота самолета, м 5,85
Размах крыла, м 14,70
Размах крыла со сложенными консолями, м 7,40
Площадь крыла, кв.м 67,80
Масса перегрузочная взлетная, кг 33000
Масса нормальная взлетная (с полной заправкой внутренних баков), кг 29940
Масса пустого самолета, кг 18500
Максимальная посадочная масса(при посадке на палубу), кг 22300
Масса топлива во внутренних баках, м 9400
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ АЛ-31К
Тяга двигателя, кгс (кН) макс. бесфорсажная 2 х 7 600 (2 х 74,53)
на режиме «чрезвычайный форсаж» 2 x 13300 (2 х 130,39)
Летные данные(расчетные)
Практическая дальность полета без ПТБ, км 3000
Максимальная скорость полета, км/ч (М) на высоте 2300 (2,17)
у земли 1400
Скорость захода на посадку, км/ч 240
Скорость отрыва при взлете с трамплина, км/ч 140
Практический потолок, м 17000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9,0
Разбег, м 650-700
Пробег (с тормозным парашютом), м 620-700
Вооружение
Максимальная боевая нагрузка, кг 6500
Пушка 30 мм ГШ-301 (1500 выстр/мин, 150 патронов)
УР «воздух-воздух» (до 12) Р-27Р, Р-27Т 2
Р-27ЭР, Р-27ЭТ, Р-27ЭМ 6
Р-73 до 4
Бомбы калибром до 1500 кг и НАР  

Схема окраски Су-33

Источники информации:

  1. Истребитель корабельного базирования Су-33 / Ю.Иванов, «Вестник авиации и космонавтики» №3 2000 г. /
  2. Морская авиация на службе России / под ред.Г.С.Панатова, - М.: Рестарт+, 2000 /
  3. «Гордость России» / CD-ROM, «Лана-Пресс», 1997 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100