«Игла» (ГЛЛ-ВК)
гиперзвуковая летающая лаборатория
На МАКС'2001 был представлен модуль ГПВРД для
исследовательской гиперзвуковой летающей лаборатории «Игла» ("Исследовательский
Гиперзвуковой Летательный Аппарат"). Он разработан ЦИАМ им. П.И.Баранова.
ЦИАМ проводит работы в области разработки и летных испытаний водородных гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД).
В отличие от обычных ПВРД, в них горение топлива происходит в сверхзвуковом потоке,
что гораздо эффективней, но и сложнее.
В ходе испытаний «Иглы» ГПВРД тягой 14,7 тонн должен проработать 50 секунд и обеспечить достижение
максимальной скорости. Он представляет собой трехмодульный гиперзвуковой
прямоточный воздушно-реактивный двигатель с размером по входу в проточный тракт 150х150мм
для каждого модуля. Диапазон работы по числу Маха полета от 6 до 14. Экологичность:
на уровне современных норм. В качестве топлива используется жидкий водород.
Система подачи топлива в камеру сгорания - пилонная.
По отношению к лучшим отечественным образцам в России аналогов
нет. По отношению к лучшим мировым образцам: ГПВРД аналогичного типа созданы фирмами
Пратт-Уитни (США) и МББ (Германия), но с меньшими диапазонами работы по числу Маха
полета (до Мп=8 и 7 соответственно).
В 1999 г. заместитель начальника отдела гиперзвуковых силовых
установок ЦИАМ Вячеслав Семенов оценивал, что при нынешнем уровне
финансирования «Игла» взлетит через 4-5 лет.
Программа рассчитана на 10 запусков, которые стоят от 30 до 50 миллионов долларов. ЦИАМ
активно ведет поиск потенциальных инвесторов. Требуемый объем инвестиций: 10
млн.долл. Потенциальный объем продаж: 75 млн.долл.
Однако фирма «SNECMA» (Франция), ранее финансирующая исследования ЦИАМ по
ГПВРД, похоже прекратила участие в проекте, получив интересующую ее информацию...
Описание | |
---|---|
Разработчики | ЦИАМ |
Обозначение | |
Двигатель | ГПВРД |
Тяга двигателя, кгс | 14700 |
Рабочий диапазон чисел Маха полета | 6-14 |
Запас жидкого водорода на борту, кг (л) | 18 (300) |
Расход, макс. кг/с | 1.0 |
Время работы ГПВРД, с | 20-50 |
Размеры двигателя, мм | 2280 х 565 х 370 |
Размер сечения на входе модуля, мм | 150 х 170 |
Длина проточного тракта двигателя, мм | 2000 |
Площадь воздухозаборника, м2 | 0.26 |
Соотношение узкого (горлового) сечения | 0.09 |
Соотношение сечения выходной зоны горения | 1.45 |
Масса двигателя, кг | 200 |
Помогали:
Источники информации:
- ГЛЛ-ВК «Игла» / Авиабаза =Kron= /
- Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
- Освоение гиперзвука / Независимое военное обозрение 17-09-99 /
- Российский аэрокосмический самолет (РАКС) / Космический корабль Буран /
- Экспериментальный трехмодульный ГПВРД для летных испытаний в составе гиперзвуковой летающей лаборатории - "Игла"
- Наша "ИГЛА" полетит быстрее, чем Х-43 в США! / Я.Голованов, Комсомольская правда, 10.06.2001 /