Ту-148
Барражирующий истребитель-перехватчик
В 1965 г. в отделе технических проектов ОКБ А.Н.Туполева подготовили
эскизный проект самолета «148», который должен был входить в состав нового авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата Ту-148-100. Носитель
предполагалось оснастить РЛС «Смерч-100» и вооружить ракетами К-100. По проекту, «148» имел
крыло изменяемой стреловидности и два ТРД типа РД-19Р-2 с тягой на форсаже 14200 кгс. Перехватчик
должен был летать на высотах 50-100 м со скоростью 1400 км/ч, а на высотах 16000-18000 м - со скоростью 2500
км/ч. Дальность на дозвуке должна была составлять около 5000 км, а на сверхзвуковом режиме - 2500 км.
Особенностью «148» была
впервые разрабатываемая теплорадиолокационная система управления ракетным вооружением
«Смерч-100» с диаметром антенного зеркала 2000 мм.
Бортовое оборудование перехватчика позволяло использовать его в автономном режиме. Комплекс
мог быть использован для перехвата воздушных целей на дальних подступах к территории СССР и
для ПВО районов со слаборазвитыми или выведенными из строя наземными навигационными и
аэродромными системами. Таким образом, задачи комплекса Ту-128С-4 предполагалось решать на новом
техническом уровне.
Кроме этого, новый комплекс при соответствующем переоборудовании носителя мог
использоваться: для нарушения воздушных перевозок в оперативном тылу противника; для ПВО
надводных кораблей на большом удалении от баз; в качестве носителя крылатых ракет класса
«воздух-земля» для поражения наземных РЛС и самолетов ДРЛО; в качестве разведчика
радиотехнических средств противника; в качестве бомбардировщика; в качестве фронтового ударного
самолета, вооруженного НАР и бомбами различных калибров. В варианте ударного самолета или
разведчика дальность полета у земли при скорости 1400 км/ч должна была составлять 570 км, а при
скорости 1000 км/ч - 1850 км. Предусматривалась дозаправка топливом в полете. Взлетно-посадочные
устройства «148» позволяли использовать его как с бетонных, так и с грунтовых ВПП, что было крайне
важно, т.к. расчетная взлетная масса достигала 55-60 т при 18,5-21,5 т топлива. Вооружение самолета
располагалось внутри объемного грузоотсека. Это позволяло сохранять высокие аэродинамические и
летные характеристики независимо от вида боевой нагрузки и вариантов боевого использования. Как
ни странно, но этот вариант не получил поддержки именно из-за своей многофункциональности. Для
ВВС он был не нужен (фронтовая авиация предпочла Су-24), а командование авиации ПВО хорошо понимало,
что многоцелевой самолет не сможет стать полноценным перехватчиком.
Изучив мнение и
пожелания заказчика, в ОКБ Туполева во второй половине 60-х гг. занялись разработкой нового
варианта «148» для комплекса перехвата Ту-148-33. На самолет предполагалось установить новую систему
вооружения: РЛС «Заслон» с фазированной антенной и ракеты К-33. Рассматривались следующие
аэродинамические компоновки перехватчика: с крылом изменяемой стреловидности, по схеме,
близкой к схеме Ту-22М, работы по которому в то время шли в ОКБ; высокоплан с фиксированной
стреловидностью крыла и скошенными воздухозаборниками с горизонтальным клином
торможения воздушного потока; высокоплан с ромбовидным крылом; высокоплан с крылом типа
«двойная дельта» и передним горизонтальным оперением. Из всех вариантов наиболее приемлемым
оказался первый. Для самолета выбрали двигатели РД36-41 с максимальной тягой 16000 кгс при
собственной массе 3050 кг. Этот двигатель проектировался с учетом воздействия высоких
температур торможения (до 330°С) потока наружного воздуха и имел много оригинальных технических
решений. Он использовался и на 3-маховом ракетоносце Т-4
("100") ОКБ П.О.Сухого.
Предполагалось создать комплекс, способный вести борьбу с существующими и
перспективными средствами воздушного нападения как в поле наведения наземных радиотехнических
средств, так и при автономных действиях, а также при взаимодействии с самолетами ДРЛО. В задачи
комплекса входили: перехват маловысотных целей, летящих на фоне земной и водной поверхности,
в частности, перспективных крылатых ракет; перехват баллистических и крылатых ракет типов
«Hound Dog», SRAM, SCAD и SCAM; расширение диапазона скоростей перехватываемых целей в передней
полусфере до 3500 км/ч, в задней - до 2400 км/ч; увеличение высоты перехватываемых целей до 26-28
км; увеличение дальности до 4600 км и времени барражирования до 5 ч; повышение
помехозащищенности; возможность одновременной атаки двух целей; возможность групповых
действий. Предполагалось, что эксплуатироваться «148» сможет с тех же аэродромов, что и Ту-128. Проект
был представлен командованию авиации ПВО страны и получил поддержку главкома А.Кадомцева. В ОКБ
развернулись работы по новому самолету, в 1968 г. был построен макет, работала макетная комиссия.
Но в мае 1968 г. в катастрофе на МиГ-25П
А.Кадомцев, прекрасный летчик и авиационный инженер, погиб. Новое руководство авиации ПВО
предпочло установить систему «Заслон» на модернизированный перехватчик ОКБ А.И.Микояна
Е-155МП, который был принят на вооружение под обозначением МиГ-31. Все попытки
А.Н.Туполева и его коллег добиться продолжения работ по теме «148» результата не дали.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ-156 А.Н.Туполева | ||
Обозначение | Ту-148-100 | Ту-148-33 | |
Тип | Барражирующий истребитель-перехватчик | ||
Экипаж, чел. | 2 | ||
Массовые характеристики | |||
Максимальная взлетная масса, т | 55-60 | ||
Запас топлива, т | 18,5-21,5 | ||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 2 | 2 | |
Двигатель | ТРДФ РД-19Р-2 | ТРД РД36-41 | |
Максимальная тяга двигателя, кгс | 14200 | 16000 | |
Летные данные (расчетные) | |||
Дальность полета на высоте, км | на дозвуковой скорости | 5000 | 4600 |
на сверхзвуковой скорости | 2500 | ||
Максимальная скорость полета, км/ч | на высоте 50-100 м | 1400 | |
на высоте 16-18 км | 2500 | ||
Вооружение | |||
УР "воздух-воздух" | К-100 | К-33 |
Источники информации:
- Авиация и Время №2 1997 г.
- «Вестник авиации и космонавтики» 4'99
- Ту-148 / Русская сила /