Туполев

«2000» (Ту-2000)
одноступенчатый воздушно-космический самолет

История проекта

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Для ВКС принята аэродинамическая схема "бесхвостка", все элементы ВКС конструктивно интегрированы вокруг силовой установки, состоящей из четырех ТРД, находящихся в хвостовой части, основного разгонного ШПВРД, расположенного под фюзеляжем в задней его части, и двух ЖРД для маневрирования в космическом пространстве, установленных между ТРД.Схема Ту-2000 ВКС имеет треугольное крыло относительно небольшой площади и малого удлинения, большую роль в создании подъемной силы берет на себя фюзеляж с плоской нижней поверхностью. Органы управления традиционные для данной схемы ЛА: элевоны на крыле и руль поворота на киле. Основной двигатель - ШПВРД включает в себя воздухозаборник внешне-внутреннего сжатия, регулируемые камеры сгорания с косым срезом и многоканальную систему подачи топлива. Основной разгонный режим выполняется на ШПВРД. Воздушные каналы ТРД после достижения скорости М=2..2,5 и начала работы ШПВРД закрываются заслонками, которые в открытом состоянии образуют входное устройство воздухозаборника ТРД.
    Особенностью конструкции ВКС является интегральное решение во взаимной компоновке планера и силовой установки, особенностью касающейся ШПВРД. Нижняя поверхность фюзеляжа выполняет функции: обеспечивает внешнее сжатие воздуха, входящего в ШПВРД, является верхней поверхностью замкнутой камеры внутреннего сжатия воздуха и сгорания топлива, служит верхней профилированной поверхностью сопла с косым срезом.
    Фюзеляж ВКС большого размера, в основном занят топливными баками с жидким водородом. В носовой част» фюзеляжа расположена кабина экипажа на двух членов экипажа. Система автоматического спасения экипажа обеспечивает спасение от земли до максимальных высот. Носовая часть вместе с кабиной отделяемая и прорабатывалась в двух вариантах: с отделяемой и спасаемой на парашюте кабиной экипажа и катапультируемыми креслами самолетного типа. На экспериментальном ВКС будут использоваться катапультируемые кресла с предварительным отделением носовой части и кабины экипажа.Проект экспериментального самолета Ту-2000А
    За кабиной экипажа находится технический отсек радиоэлектронного оборудования, в этот же отсек убирается передняя стойка шасси. Средняя и задняя части фюзеляжа заняты топливным баком с жидким водородом. Для питания ЖРД окислителем в хвостовой части фюзеляжа установлен кислородный бак. Все двигатели в качестве горючего используют жидкий водород из единой топливной системы.
    Шасси ВКС нормальной трехточечной схемы с носовым колесом: передняя стойка со спаренными колесами малого диметра с высоким давлением в пневматиках колес, основные стойки - одноколесные, убираются в фюзеляж в отсеки в районе крыла.
    Экспериментальный ВКС второго этапа согласно предварительных расчетов ОКБ должен иметь взлетную массу в пределах 70-90 тонн, запас жидкого водорода - 30 тонн и жидкого кислорода - 5 тонн. В окончательном варианте взлетная масса ВКС увеличится до 210-280 тонн. Подобный аппарат будет доставлять на околоземную орбиту 200-400 км полезный груз в 6-10 тонн. Компоновочно он будет повторять экспериментальный ВКС, но в отличие от него, на нем планируется, устанавливать более мощный ШПВРД, число ТРД увеличить до 6, как и на экспериментальном ВКС - два ЖРД.

Описание
Конструкция АНТК им. А.Н.Туполева
Обозначение Ту-2000
Тип одноступенчатый воздушно-космический самолет
Варианты 1 этап (Ту-2000А) 2 этап (ВКС) Ту-2000Б
Экипаж, чел 2 2 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 55-60 71,4 100
Размах крыла, м 14 34,1 40,7
Площадь крыла, м2 160   1250
Стреловидность крыла по передней кромке 70о    
Масса пустого, кг 40000   200000
Взлетная масса, кг нормальная 70000 260000 280000
максимальная 90000 350000 350000
Посадочная масса, кг   192000  
Масса ПH, выводимой на орбиту (высота орбиты до 200 км)   6000-10000 6000-10000
Масса возвращаемой ПН, кг   4000-8000  
Силовая установка
Двигатели ТРД 4 6 6
ШПВРД 1 1 1
ЖРД 2 2 -
Тяга, кгс 90000    
Запас топлива, кг полный 35000-50000    
жидкий водород 30000    
жидкий кислород 5000    
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость полета, М= 5-6 15-25 6
Высота полета, м 30 60-200 30
Практическая дальность, км     9000-10000

Движитель Ту-2000

Источники информации:

  1. Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант. Авиация и космонавтика 10/2000 /
  2. Многоразовые одноступенчатые средства выведения / Вестник Авиации и космонавтики 4/98 /
  3. Ту-2000 ОКБ им.А.Н.ТУПОЛЕВА / Самолеты России и стран СНГ /
  4. Tu-2000 / Encyclopedia Astronautica M.Wade /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100