Ту-300 «Коршун» («300»; Строй-Ф)
Оперативно-тактический разведывательный БПЛА
Успешное применение Израилем разведывательных БЛА в Ливане в 1982 г. побудило военное руководство Советской Армии задать требования на разработку БЛА
нового поколения по программе «Строй». Головной организацией в работах по программе был определен НИИ «Кулон» (г.Москва, Министерство
радиоэлектронной промышленности). Большая работа по обоснованию боевого применения,
построения комплексов была выполнена ЦНИИ РЭС - головным предприятием МРП.
Для оперативно-тактического комплекса разведки фронтового звена «Строй-Ф» (экспортное наименование «Малахит-Ф») в ОКБ завода
«Опыт» (ОКБ им.А.Н.Туполева) был создан ДПЛА Ту-300 «Коршун» (экспортное название - «Филин»). На конкурсной основе проект аналогичного ДПЛА
разрабатывался в ОКБ им.П.О.Сухого.
НИИ «Кулон» впервые представил информацию о комплексе «Малахит-Ф», предлагаемом для использования в Российских вооруженных силах, на международной выставке
«Мосаэрошоу-93». Один из аппаратов комплекса «Филин-1» с аппаратурой радиотехнической разведки и РЛС (в зависимости от поставленной задачи могут быть установлены фотоаппараты, ИК-аппаратура, РЛС бокового обзора) имеет стартовую массу около 3000 кг, скорость полета до 950 км/ч, дальность действия до 200-300 км. В комплексе используется ДПЛА-ретранслятор
«Филин-2», обеспечивающий прием и передачу информации в течение 2 часов при полете со скоростью 500-600 км/ч на высоте 500-6000 м.
ДПЛА оснащены маршевым ТРД и стартовыми твердотопливными ускорителями. Для посадки аппаратов используется парашютная система. Все машины комплекса: транспортно-пусковая установка, пункт дистанционного управления и
пункт дешифровки разведданных - смонтированы на автомобилях ЗиЛ-131.
Аппаратурой комплекса обеспечивается одновременное управление двумя ДПЛА «Филин-1»
и двумя «Филин-2».
На международных авиасалонах МАКС-95 и МАКС-97 АНТК им.А.Н.Туполева
представил экспериментальный образец и модель нового БЛА многоразового
использования Ту-300 «Коршун», разработка которого ведется под руководством главного
конструктора Л.Куликова. Аппарат выполнен по схеме «утка» с треугольным складным
крылом. В носовой части размещена специальная радио- и оптикоэлектронная
апаратура. Дополнительно для размещения целевой нагрузки могут быть использованы
фюзеляжный грузовой отсек и узел внешней подвески. Судя по тому, что на выставке МАКС-95
модель «оснащалась» подвесным контейнером типа КМГУ для аппарата Ту-300 предусмотрена и роль ударного средства для
поражения неподвижных наземных целей.
Возможность полета полностью в автономном режиме без какой-либо радиосвязи должна была повысить скрытность применения БЛА.
По заявлению руководителей ОАО «Туполев», в 2001 г. БЛА нового поколения Ту-300 «Коршун» запущен в малую серию.
| Описание | |||
|---|---|---|---|
| Конструкция | ОКБ А.Н.Туполева | ||
| Обозначение | Ту-300 «Коршун» | ||
| Тип | Разведывательный БПЛА | ||
| Вариант | Филин-1 | Филин-2 | |
| Геометрические и массовые характеристики | |||
| Взлетная масса с ускорителями, кг | ок 3000 | ||
| Силовая установка | |||
| Число двигателей | 1 | ||
| Двигатель | ТРД | ||
| Летные данные | |||
| Скорость полета, км/ч | крейсерская | 500-600 | |
| максимальная | 950 | ||
| Высота полета, м | 500-6000 | ||
| Продолжительность полета, ч | 2 | ||
| Практическая дальность полета, км | 200-300 | ||
Источники информации:
- Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
- Беспилотные летательные аппараты: состояние и перспективы развития / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики» №6 2001 /
- МАКС'97 / Aviation.Ru /
- Tupolev A.N. / Aviation.Ru /





