Fairey F.D.3
высотный перехватчик
На основе Delta II фирма Fairey предложила несколько проектов сверхзвуковых самолетов.
Первый из них под обозначением ER.163B и имел фюзеляж FD-2, измененный для размещения турбореактивного двигателя Gyron или RB.122, с тем же крылом.
Максимальная масса с дополнительными 909 литрами горючего была равна 9367 кг, размах крыла - 8,5 м, длина - 16,7 м.
Вариант ER.103C имел более мощный двигатель, радар и 2 УР Firestreak, установленные на концах крыльев. Площадь крыла была увеличена.
Максимальная масса была равна 12383 кг, время подъема на высоту 13700 м - 1,9 минуты, максимальная скорость 2,26М на высоте 16800 м.
15 января 1955 г. английское правительство начало программу высотного истребителя-перехватчика F-155T.
Система должна была обеспечить перехват целей со скоростью М=1,3 на высоте 18000 метров.
Избранный аппарат должен был поступить на вооружение самое позднее в январе 1962, использовать только управляемые ракеты и радар AI.18.
Для снижения нагрузки на летчика, экипаж должен был состоять из двух человек.
Согласно требованиям (Operational Requirement) OR.1131 самолеты должны были нести управляемые ракеты с инфракрасным и радиолокационным наведением, способные
действовать до высоты 22000 м. Первая ракета, разрабатываемая фирмой Havilland, - Blue Vista - имела массу 154 кг.
Вторая, разрабатываемая фирмой Vickers под названием Red Hebe, была развитием Red Dean и имела массу 590 кг, что делало
эту ракету слишком тяжелой для самолетов программы F-155T.
По условиям программы F-155 T, английские фирмы предложили самолеты с очень различными характеристиками:
Whitworth Armstrong Aw-169, De Havilland Dh-117, English Electric P.8, Hawker P.1103, Saro P.187, развитие Sr-177, Avro 729 и standard Vickers 559.
Fairey первоначально предлагает развитие FD-2, оборудованного двигателем De Havilland Gyron с форсажной камерой
плюс ускорители Spectre с каждой стороны фюзеляжа. При взлете и посадке носовая часть фюзеляжа отклонялась вниз аналогично FD-2
Две ракеты Blue Jay Mk.4 были установлены на концах крыла, в носовой части фюзеляжа размещался радар Ferranti Al-23.
По данным Fairey самолет мог достигнуть с помощью ТРД скорости М=2,5 на высоте 18 000 м,
в то время как использование дополнительных ЖРД позволило бы подняться на 27500 м.
Согласно Fairey, опытный образец мог совершить первый полет через 30 месяцев.
Позднее Fairey начинает разработку самолета большей размерности, названного Delta III, в большей степени отвечавшего спецификации F-155 T.
После рассмотрения вариантов с одним или двумя двигателями, стреловидным или треугольным крылом, был выбран двухдвигательный самолет с
дельтавидным крылом и ЖРД-ускорителями.
Фюзеляж и центроплан предполагалось выполнить из нержавеющей стали, а более термонагруженные детали из титана. Такой выбор конструкционных
материалов давал возможность в дальнейшем повысить скорость самолета при установке более мощного двигателя.
Оптимальные ТТХ самолета достигались при установке двух ТРД Rolls-Royce RB.122 и двух ЖРД Spectre Junior.
Альтернативный вариант с использованием менее мощных ТРД и более мощных ЖРД не намного снижал массу, но уменьшал дальность. Fairey считал,
что выполнение большинства задач возможно без ЖРД и что можно вместо установки Spectre увеличить запас топлива для ТРД.
Требуемые характеристики достигались с ТРД RB122, но при разработке предусматривалось и использование ТРД Gyron, возможно, потому что
в начале этот двигатель был единственно доступным. Скорость уменьшалась до M=1,90 (с ракетами Blue Jay Mk.4) или M=1,57 (с ракетами Red Dean)
на высоте 10900 м. Максимальный потолок - 21500 м.
Предполагалось сохранить отклонение носовой части фюзеляжа, аналогично Delta II. Радар базировался на улучшенном и уменьшенном Al.18.
Система вооружения первоначально должна было включать УР Blue Jay с дальнейшей адаптацией под Red Dean. Ракеты предполагалось размещать
на пилонах под крылом. Была возможна подвеска до 4 УР Blue Jay.
Компания приобрела хороший опыт с созданием самолетов Delta I и Delta II, поэтому разработка Delta III могла быть выполнена достаточно быстро.
Выбранные конструктивные материалы давали тепловой предел до скорости М=3,0 на высоте 11000 метров.
Однако максимальная скорость самолета была лишь М= 2,2 с выбранной силовой установкой и М=1,9 без использования ускорителей.
С ракетами Blue Jay высота 28000 метров могла быть достигнута за 2,5 минуты, используя ускорители, а 23000 метров - за 1,5 минуты лишь с ТРД.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Fairey | |
Обозначение | развитие Delta II | F.D.3 (Delta III) |
Тип | высотный перехватчик | |
Проект | 1955 г. | |
Экипаж, чел. | 1 | 2 |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 17,1 | 22,6 |
Размах крыла, м | 11,4 | 14,2 |
Площадь крыла, м2 | 55,7 | 102 |
Взлетная масса (максимальная), кг | 13 653 | 22900 |
Силовая установка | ||
Число основных двигателей | 1 | 2 |
Двигатель | ТРД Gyron | Rolls-Royce RB.122 |
Дополнительные двигатели | 2 ЖРД Spectre | 2 ЖРД Spectre |
Тяга двигателя, кгс (кН) | ||
Летные данные | ||
Максимальная скорость, км/ч (М=) | (2,5) | (2,27) |
Дальность, км | ||
Вооружение | ||
УР | 2 Blue Jay Mk-4 | 2 Blue Jay Mk-4 или 2 Red Dean |
Источники информации:
- Le Fairey Delta III / Prototypes /