XB-59
сверхзвуковой бомбардировщик
Еще в 1946 году командование ВВС США поставило задачу начать разработку бомбардировщика с треугольным в плане крылом и
скоростью полета, превышающей скорость звука. Проектированием занялись фирмы Convair и
Boeing - основные разработчики и производители авиационной техники для САК США. Проблема
оказалась сложной. Только в 1951 году фирмам наконец удалось закончить отработку технических
проектов. 1 февраля 1952 года заказчик прислал разработчикам сборник уточненных
тактико-технических требований к сверхзвуковому бомбардировщику большого радиуса действия. Из
этого документа (он получил шифр SAB-51) следовало, что требовалось построить самолет, способный
летать на малых и больших высотах в любых метеоусловиях со скоростью, превышающей
скорость звука. Дальность полета должна была достигать 4000 морских миль, а бомбовая нагрузка
- 5 т. Кроме того, самолет должен был быть многоцелевым. На постройку его отводилось не более пяти лет.
Специалисты фирм доработали свои аванпроекты. Boeing представил на конкурс проект Model 709 (MX-1965; XB-59) с 4 двигателями GE J73,
установленными в корне крыла. Шасси - велосипедное, аналогично B-47 или B-52.
Сравнительная оценка проводилась в исследовательском центре ВВС. В
результате в октябре 1952 г. победила Конвэр с проектом бомбардировщика MX-1964 (XB-58).
| Описание | |||
|---|---|---|---|
| Разработчик | Boeing | ||
| Обозначение | XB-59 | ||
| Тип | Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик | ||
| Экипаж, чел. | 3 | ||
| Геометрические и массовые характеристики | |||
| Длина самолета, м | 37,6 | ||
| Размах крыла, м | 24,8 | ||
| Высота самолета, м | 7,7 | ||
| Максимальный взлетный вес, кг | 67180 | ||
| Силовая установка | |||
| Число двигателей | 4 | 4 | |
| Двигатель | ТРД J73-X24A | Pratt & Whitney J57-P-5 | |
| Тяга двигателя, кгс (кН) | максимал | 4220 (41,36) | |
| форсаж | 6350 (62,23) | 6800 | |
| Летные данные (расчетные) | |||
| Дальность полета (максимальная), км | 4000 (7400) | ||
| Скорость полета, км/ч (М=) | максимальная | 1930 (2) | |
| крейсерская | 965 | ||
| Потолок практический, м | 15200 | ||
| Вооружение | |||
| Пушка | 1 х 30 мм | ||
| Бомбы, т | 4,5-5 | ||
Источники информации:
- "Vojenska letadla"/ Vaclav Nemecek, Praha, 1982
- "Бомбардировщики"/В.Ильин, М.Левин, 1997
- Boeing XB-59 / US Air Force Museum Bomber Virtual Aircraft Gallery /
- U.S. Bombers / Lloyd S. Jones, Aero Publishers, 1974 г. /


