Boeing

X-51A
гиперзвуковой летательный аппарат

X-51A     В начале 2003 года исследовательская лаборатория ВВС ( Air Force Research Laboratory; AFRL) приступила к работам по программе EFSEFD (Endothermically Fueled Scramjet Engine Flight Demonstrator - летный демонстратор с охлаждаемым топливом гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем - ГПВРД). Вскоре название было изменено на SED-WR (Scramjet Engine Demonstrator - WaveRider) - Волнолет - демонстратор ГПВРД. Работы стали продолжением исследований по программе ARRMD (Advanced Rapid Response Missile Demonstrator), проводимых DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency).
    Подъемная сила у гиперзвукового летательного аппарата типа «волнолет» образуется за счет особенностей сверхзвукового обтекания – скачков уплотнения (так называемая «компрессионная подъемная сила»). К настоящему времени этот тип тяги использовался на реальном летательном аппарате лишь один раз – в американском сверхзвуковом бомбардировщике 1960-х годов разработки XB-70 Valkyrie («Валькирия»), рассчитанном на полет со скоростью 3 Маха.
    Cкачок уплотнения, создаваемый передними кромками дельтовидных крыльев с опущенными книзу кончиками, образует под фюзеляжем одну плоскую волну. Именно она – эта волна – в данной схеме фактически и является аэродинамической поверхностью, генерирующей подъемную силу при минимальном взаимодействии с самим планером, что резко снижает термические нагрузки.
Испытания X-1     В январе 2004 AFRL выбрал консорциум компаний Boeing (планер) и Pratt & Whitney (двигатель) для создания летного образца SED-WR. В сентябре 2005 этот аппарат официально был назван X-51A. Общая стоимость программы оценавалась в 140 млн. долларов.
    ГПВРД разрабатывается фирмой Pratt & Whitney Rocketdyne по крайней мере с 2000 года по программе AFRL HySET (Hypersonic Scramjet Engine Technology), являвшейся частью комплексной программы HyTech ВВС США. Опытный образец двигателя GDE-1 (Ground Demonstration Engine 1) успешно прошел стендовые испытания с сентября 2002 по июнь 2003 на скоростях от 4,5М до 6,5М. Первоначально AFRL планировала провести летные испытания двигателя P&W на аппарате NASA X-43C, но эта программа была отменена в марте 2004 года.
    Как сообщила 4 июня 2007 года пресс-служба корпорации Boeing, пройдены два важных этапа в создании летательного аппарата принципиально новой конструкции – гиперзвукового «волнолета» WaveRider X-51A. Завершено эскизное проектирование аппарата, с декабря 2006 по апрель 2007 успешно проведены первые стендовые испытания гиперзвукового двигателя Pratt & Whitney X-1 на эффективной скорости М=5.
    Уникальной особенностью данного двигателя является его возможность работать на обычном углеводородном топливе (GP-7) и наличие встроенной системы терморегулирования, контролирующей и регулирующей температуру рабочих поверхностей двигателя и управляющей подачей топлива в камеру сгорания. Всего до начала летных испытаний планируется провести два стендовых испытания двигателя Х-1.
    «Эти успехи критически важны для разработки X-51A, - заявил менеджер программы X-51A исследовательской лаборатории ВВС США Чарли Бринк (Charlie Brink). – Можно упомянуть, что, кроме того, впервые прямоточный воздушно-реактивный двигатель со сверхзвуковой камерой сгорания был испытан на земле в «окончательной» полетной конфигурации с использованием сконструированных в Boeing полноразмерных воздухозаборника и сопла».
    Испытания X-51A проводятся в исследовательском центре NASA Ленгли в г.Хэмптон, штат Вайоминг.
X-51A на B-52H X-51A     X-51A должен запускаться с самолета-носителя B-52 на высоте приблизительно 10700 м, после чего разгоняться до скорости 4,5M с помощью твердотопливного двигателя, используемого для тактической ракеты MGM-140 ATACMS. На высоте 30 км происходит запуск ГПВРД, с которым предполагаемая скорость X-51A должна составить от 6M до 7M. Начало летных испытаний X-51A планируется на 2009 год. Предполагается осуществление не менее 4 летных испытаний.
    Целью программы X-51A является демонстрация возможности создания ГПВРД масштабируемой размерности, разработки термостойких материалов, интеграции планера и двигателя, а также других ключевых технологий, необходимых для осуществления полета в диапазоне скоростей 4,5 – 6,5 Маха.
    В середине декабря 2009 года ВВС США провели первые воздушные испытания X-51A, который провел в воздухе 1,4 часа будучи подвешенным на бомбардировщике B-52. В ходе полета проводилась проверка влияния подвешенного аппарата на управляемость самолетом, а также взаимодействия электронных систем X-51A и B-52.
    26 мая 2010 года в США состоялся первый полет гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider. Испытания были признаны условно успешными (программа выполнена на 95 %, но из-за выявленной нестабильности ракеты и перебоев связи была отдана команда на самоуничтожение). Известно, что двигатель проработал около трех с половиной минут из запланированных пяти. За это время ракета успела разогнаться до 5 М.
    Вторые испытания весной 2011 прошли неудачно — не запустился двигатель разгонной ступени, а потом не отделился разгонный блок. Третьи испытания прошли в августе 2012 также неудачно. На 15 секунде из-за резонанса в корпусе ракеты разблокировался верхний правый руль, на 17 секунде ракета потеряла управление, распалась на части и упала в Тихий океан.
    1 мая 2013 года США провели успешные испытания ракеты над Тихим океаном. Она была запущена с борта самолета B-52, вылетевшего с авиабазы «Эдвардс», и достигла высоты 18200 метров, где развила скорость соответствующую числу Маха 5,1. Полёт продолжался в течение шести минут, за которые ракета пролетела расстояние в 426 километров. Этот испытательный полёт оказался наиболее продолжительным и успешным из всех проведённых.
    Конечной целью программы X-51A является разработка различных гиперзвуковых систем – включая боевые, а также средства вывода полезной нагрузки в околоземное пространство.

Схема работы X-51A

Описание
Разработчик Boeing
Обозначение X-51A
Тип Экспериментальный ГЛА
Геометрические характеристики
Длина ЛА, м 7,93
Размах крыльев, м  
Стартовый вес, кг 1600
Вес (без ускорителя), кг 650
Двигатель ГПВРД SJY61
Тяга двигателя, кгс 180—450

Картина обтекания X-51A

Источники информации:

  1. Boeing учится строить боевые волнолеты / CNEWS /
  2. X-51 Scramjet Engine Demonstrator - WaveRider (SED-WR)
  3. Hypersonic X-51A’s scramjet runs at Mach 5

Рейтинг@Mail.ru Топ-100