Lockheed

C-5A «Galaxy»
стратегический военно-транспортный самолет

история создания

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с фюзеляжем большого диаметра, высокорасположенным крылом и Т-образным оперением. Двигатели установлены на пилонах под крылом. Фюзеляж двухпалубный: в передней части верхней палубы, кроме кабины экипажа, предусмотрено место для отдыха 15 человек сменного персонала, а в задней части за кессоном крыла может быть размещено 75 сидений для перевозки личного состава.Схема C-5 при погрузке-разгрузке
    Похожий по общей конфигурации на самолет С-141 , он был намного его больше и имел нижнюю палубу длиной 36,91 м, шириной 5,79 м и высотой 4,1 м. Герметичная грузовая кабина объемом почти 993 м3 может быть переоборудована для перевозки 270 солдат с вооружением. Кроме того, С-5 имеет дополнительную возможность загрузки через откидывающуюся вверх носовую часть, что позволяет совместить по времени разгрузку и загрузку самолета. Убирающееся шасси с 28 колесами позволяет эксплуатировать тяжело загруженный самолет с необорудованных аэродромов. Каждая колесная тележка шасси для облегчения погрузки и разгрузки имела амортизационную стойку, которая могла укорачиваться на земле (3 позиции). Каждая тележка шасси свободно-ориентируется для повышения маневренности при рулении. Для обеспечения взлета-посадки при сильном боковом ветре шасси могло поворачиваться до 20° вправо-влево. Однако, C-5B были лишены этой возможности, как и модернизированные C-5A. Грузовая кабина C-5
    Свободнонесущее крыло самолета имеет угол стреловидности по 1/4 хорд 25°, угол поперечного V равен 5°30'. Площадь крыла составляет 576 м2. Средства механизации крыла включают закрылки, находящиеся перед ними пластинчатые интерцепторы, а также внутренние нещелевые и внешние щелевые предкрылки. В ходе эксплуатации самолетов C-5A было установлено, что крыло обладает недостаточной усталостной прочностью, в связи в чем в 1976-1978 гг. была разработана и реализована программа упрочнения крыла, предусматривающая создание нового кессона крыла с более низким уровнем напряжений, изготовленного из новых сплавов и повышенной стойкостью к повреждениям и антикоррозийной стойкостью.Дозаправка в воздухе
    Galaxy стал первым транспортным самолетом, изначально оснащенным системой дозаправки топливом в воздухе. Благодаря этому, он может взлетать с минимальным запасом топлива, а затем принимать в воздухе порядка 90 тонн топлива. При таком варианте полета два новейших танка M1 «Абрамс» с экипажами и боекомплектом могут быть доставлены на расстояние более 12 000 км без других дозаправок. Возможны и другие варианты загрузки самолета: шесть вертолетов UH-64A «Апач», танк M1 и два вертолета UH-1 «Ирокез», пять бронетранспортеров М113, 16 автомобилей «джип» (3,4 т),10 ракет «Першинг» с пусковыми установками и тягачами или 36 стандартных грузовых платформ (поддонов) 463L (суммарная полезная нагрузка - 74 т.). При использовании самолета в десантных операциях сбрасывание на парашютах боевой техники и грузов осуществляется через расположенный в задней части фюзеляжа люк размером 3,15х2,77 м, а десантирование парашютистов - через две боковые двери.Обслуживание двигателя
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Четыре двигателя располагаются в подкрыльных гондолах на пилонах. ТРДД TF 39-GE-1AJ со статической тягой 18600 кгс имели большую степень двухконтурности (8). Каждая гондола двигателя имела длину почти 8,2 м и весила 3555 кг. Диаметр воздухозаборника более 2,6 м.
    В ходе программы модернизаци на самолетах были установлены более совершенные двигатели TF 39-GE-1C со статической тягой 19500 кгс.
    В 12 крыльевых баках C-5 размещается до 194370 л топлива.
Бортовое радиоэлектронное оборудование самолетов «Гэлекси» обеспечивает выполнение полетов для перевозки и десантирования военных грузов в любую погоду без использования наземного авиационного оборудования. В состав комплекса бортового оборудования входят: две цифровые ЭВМ, инерциально-доплеровская навигационная система, многорежимная сдвоенная РЛС, автоматическая система управления полетом, две системы воздушных данных, сдвоенная курсовертикаль, два радиовысотомера, два комплекта радионавигационной системы «ТАКАН» и другое оборудование.
    Автоматическая система поиска неисправностей MADAR постоянно контролирует больше чем 800 датчиков в различных подсистемах Galaxy. Система MADAR используют цифровую вычислительную машину, чтобы идентифицировать сбои в заменимых блоках. Информация об отказы и предпосылках к ним регистрируется на магнитной ленте.
    На модернизированных самолетах установлена более совершенная система MADAR II, а также метеорологический радиолокатор с цветным дисплеем Bendix, строенная инерционная навигационная система Delco.

Описание
Разработчик Lockheed
Обозначение C-5A «Galaxy»
Тип тяжелый военно-транспортный самолет
Первый полет 30 июня 1968 г.
Принят на вооружение 1970
Экипаж, чел 5
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 67,88
Размах крыла, м 75,54
Площадь крыла, м2 575,98
Стреловидность крыла по 1/4 хорд 25°
Размах стабилизатора, м 20.8
Высота, м 19,85
Габариты грузовой кабины, м длина 36,91
ширина 5,79
высота 4,1
Объем грузовой кабины, м3 990
Масса взлетная максимальная, кг 348813
Масса пустого, кг  147500
Максимальная полезная нагрузка, кг 118387 (93000)
Запас топлива, кг (л) 150815 (194370)
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДД GE TF39-GE-1A
Тяга двигателей (макс.статическая), кгс (кН) 4х 18640 (180,93)
Летные данные
Скорость полета, км/ч (М=) крейсерская на высоте 9000 м 870
максимальная 919
Практический потолок, м 10300
Дальность полета без заправки топливом в полете с нагрузкой, км 10000 кг 6033
51075 кг 10500
Перегоночная дальность, км 12860
Потребная длина ВПП, м. при взлете 2560
при посадке 1097

Схема C-5
Загрузка C-5

Источники информации:

  1. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  2. Модернизация самолетов C-5 / В.Нелин. Зарубежное военное обозрение. 11'1983 /
  3. С-5 GALAXY / Уголок неба /
  4. Lockheed C-5 Galaxy (Локхид С-5 Гэлакси) / Авиация от A до Z /
  5. C-5A/B Galaxy / FAS /
  6. Lockheed C-5 Galaxy / Goleta Air and Space Museum /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100