C-5A «Galaxy»
стратегический военно-транспортный самолет
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической
схеме с фюзеляжем большого диаметра, высокорасположенным крылом и Т-образным
оперением. Двигатели установлены на пилонах под крылом. Фюзеляж
двухпалубный: в передней части верхней палубы, кроме кабины экипажа, предусмотрено
место для отдыха 15 человек сменного персонала, а в задней части за кессоном
крыла может быть размещено 75 сидений для перевозки личного состава.
Похожий по общей конфигурации на самолет С-141 , он был намного его больше и имел нижнюю палубу
длиной 36,91 м, шириной 5,79 м и высотой 4,1 м. Герметичная грузовая кабина
объемом почти 993 м3 может быть переоборудована для перевозки 270 солдат с вооружением.
Кроме того, С-5 имеет дополнительную возможность загрузки через откидывающуюся вверх носовую часть,
что позволяет совместить по времени разгрузку и загрузку самолета. Убирающееся шасси с 28
колесами позволяет эксплуатировать тяжело загруженный самолет с необорудованных аэродромов.
Каждая колесная тележка шасси для облегчения погрузки и разгрузки имела
амортизационную стойку, которая могла укорачиваться на земле (3 позиции). Каждая тележка
шасси свободно-ориентируется для повышения маневренности при рулении. Для обеспечения
взлета-посадки при сильном боковом ветре шасси могло поворачиваться до 20° вправо-влево.
Однако, C-5B были лишены этой возможности, как и модернизированные C-5A.
Свободнонесущее крыло самолета имеет угол стреловидности по 1/4 хорд 25°, угол
поперечного V равен 5°30'. Площадь крыла составляет 576 м2. Средства механизации
крыла включают закрылки, находящиеся перед ними пластинчатые интерцепторы, а также внутренние
нещелевые и внешние щелевые предкрылки. В ходе эксплуатации самолетов C-5A было
установлено, что крыло обладает недостаточной усталостной прочностью, в
связи в чем в 1976-1978 гг. была разработана и реализована программа упрочнения крыла, предусматривающая создание нового кессона
крыла с более низким уровнем напряжений, изготовленного из новых сплавов и повышенной стойкостью к повреждениям и
антикоррозийной стойкостью.
Galaxy стал первым транспортным самолетом, изначально оснащенным системой дозаправки
топливом в воздухе. Благодаря этому, он может взлетать с минимальным запасом топлива, а
затем принимать в воздухе порядка 90 тонн топлива. При таком варианте полета два
новейших танка M1 «Абрамс» с экипажами и боекомплектом могут быть доставлены на
расстояние более 12 000 км без других дозаправок. Возможны и другие варианты
загрузки самолета: шесть вертолетов UH-64A «Апач», танк M1 и два вертолета UH-1 «Ирокез», пять
бронетранспортеров М113, 16 автомобилей «джип» (3,4 т),10 ракет «Першинг»
с пусковыми установками и тягачами или 36 стандартных грузовых платформ (поддонов)
463L (суммарная полезная нагрузка - 74 т.). При использовании самолета в десантных
операциях сбрасывание на парашютах боевой техники и грузов осуществляется через
расположенный в задней части фюзеляжа люк размером 3,15х2,77 м, а десантирование
парашютистов - через две боковые двери.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Четыре двигателя располагаются в подкрыльных гондолах на
пилонах. ТРДД TF 39-GE-1AJ со статической тягой 18600 кгс имели большую
степень двухконтурности (8). Каждая гондола двигателя имела длину почти 8,2 м и весила 3555
кг. Диаметр воздухозаборника более 2,6 м.
В ходе программы модернизаци на самолетах были установлены более совершенные
двигатели TF 39-GE-1C со статической тягой 19500 кгс.
В 12 крыльевых баках C-5 размещается до 194370 л топлива.
Бортовое радиоэлектронное оборудование самолетов «Гэлекси» обеспечивает выполнение полетов для перевозки и
десантирования военных грузов в любую погоду без использования наземного
авиационного оборудования. В состав комплекса бортового оборудования входят: две
цифровые ЭВМ, инерциально-доплеровская навигационная система, многорежимная сдвоенная РЛС,
автоматическая система управления полетом, две системы воздушных данных, сдвоенная
курсовертикаль, два радиовысотомера, два комплекта радионавигационной системы «ТАКАН» и другое оборудование.
Автоматическая система поиска неисправностей MADAR постоянно контролирует
больше чем 800 датчиков в различных подсистемах Galaxy. Система MADAR используют цифровую вычислительную машину,
чтобы идентифицировать сбои в заменимых блоках. Информация об отказы и предпосылках к ним регистрируется на магнитной ленте.
На модернизированных самолетах установлена более совершенная система MADAR II, а также
метеорологический радиолокатор с цветным дисплеем Bendix, строенная инерционная навигационная система Delco.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Lockheed | |
Обозначение | C-5A «Galaxy» | |
Тип | тяжелый военно-транспортный самолет | |
Первый полет | 30 июня 1968 г. | |
Принят на вооружение | 1970 | |
Экипаж, чел | 5 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 67,88 | |
Размах крыла, м | 75,54 | |
Площадь крыла, м2 | 575,98 | |
Стреловидность крыла по 1/4 хорд | 25° | |
Размах стабилизатора, м | 20.8 | |
Высота, м | 19,85 | |
Габариты грузовой кабины, м | длина | 36,91 |
ширина | 5,79 | |
высота | 4,1 | |
Объем грузовой кабины, м3 | 990 | |
Масса взлетная максимальная, кг | 348813 | |
Масса пустого, кг | 147500 | |
Максимальная полезная нагрузка, кг | 118387 (93000) | |
Запас топлива, кг (л) | 150815 (194370) | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ТРДД GE TF39-GE-1A | |
Тяга двигателей (макс.статическая), кгс (кН) | 4х 18640 (180,93) | |
Летные данные | ||
Скорость полета, км/ч (М=) | крейсерская на высоте 9000 м | 870 |
максимальная | 919 | |
Практический потолок, м | 10300 | |
Дальность полета без заправки топливом в полете с нагрузкой, км | 10000 кг | 6033 |
51075 кг | 10500 | |
Перегоночная дальность, км | 12860 | |
Потребная длина ВПП, м. | при взлете | 2560 |
при посадке | 1097 |
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Модернизация самолетов C-5 / В.Нелин. Зарубежное военное обозрение. 11'1983 /
- С-5 GALAXY / Уголок неба /
- Lockheed C-5 Galaxy (Локхид С-5 Гэлакси) / Авиация от A до Z /
- C-5A/B Galaxy / FAS /
- Lockheed C-5 Galaxy / Goleta Air and Space Museum /