1929-1982
Герой Советского Союза (23.08.1977), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1979), капитан (1956).
Родился 27 июля 1929 года в посёлке Нахабино ныне Красногорского района Московской области. Русский. Член КПСС с 1959. Образование среднее. В 1948 окончил Московскую спецшколу ВВС.
В армии с августа 1948. В 1951 окончил Борисоглебское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС Одесский ВО, ГСВГ и Прибалтийский ВО). С мая 1961 – в запасе.
В 1962 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1967 – 3 курса Казанского авиационного института.
С 1962 по 1967 – лётчик-испытатель Казанского авиационного завода; испытывал серийные Ту-16 (1962-1963), Ту-22 (1962-1967) и их модификации.
В начале 60-х у серийного Ту-22 на взлете оторвалось левое колесо на передней стойке. Как показал осмотр с поднятого в воздух Ту-16, было также разрушено одно из колес на левой основной стойке. После успешной посадки аварийного самолета, командир экипажа Кульчицкий был награжден ценным подарком, а А.Н.Туполев убедительно попросил директора завода отпустить Кульчицкого в свое ОКБ.
С 1967 – на лётно-испытательной работе в ОКБ А.Н.Туполева. В качестве второго пилота участвовал в первом вылете Ту-22М0/2 (1969 или 1970). Участвовал в испытаниях Ту-16, Ту-22, Ту-22М и их модификаций. В мае 1971 года Кульчицкий при показе новейшей авиационной техники членам Политбюро ЦК КПСС и руководству Министерства обороны выполнил эффектный номер — на крутой восходящей траектории сбросил тяжелую авиабомбу.
22 октября 1976 года Кульчицкому предстояло выполнить завершающий программный полет на прочность с максимальным весом на Ту-22М2 с тремя ракетами. «Набрав заданную высоту 6000 метров, Николай перевел самолет в горизонтальный полет, попробовал управление.
— Запись! Выполняю режим.
Отжал штурвал «от себя», после чего взял «на себя» до заданного значения перегрузки. Точно. Вдруг самолет резко, рывком свалился на левое крыло и тут же начал опускать нос. Штурвал резко вправо — эффекта нет. Правая нога резко от себя — эффекта нет. Николай сразу понял — самолет неуправляем.
— Экипаж, покинуть машину! Игорек, пошел!
Игорь Горсткин, сидевший за командиром, сработал рычагами катапультного сиденья, но слетевшая с замков крышка… упала в кабину на колени Игоря. Самолет энергично вращается вокруг продольной оси и несется к земле. Игорь руками выталкивает крышку, и катапультное кресло выбрасывает его из самолета. Адская боль в спине… За Игорем катапультируется штурман Еременко. А правого летчика В.Севанькаева (впоследствии Герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР) боковые перегрузки прижали к командиру, так как привязные ремни были отпущены для удобства пилотирования. Дотянуться до рычагов кресла он не мог. Николай руками оттолкнул его от себя, и он катапультировался. Командир остался один. Самолет несется к земле и вращается. Шланги герметизации кабины под крышкой правого летчика отклеились и бьют Николая по лицу, рукам. Пришлось терпеть и дернуть рычаги своего кресла. Крышка слетела и… провалилась Николаю на колени. Выбросил крышку — и тут же был выброшен из кабины. Автоматика отделила кресло, раскрыла парашют: значит, высота была очень малая. Тянет на лес — нужно подтянуть стропы, но правая рука не поднимается. Неужели нет руки?! Когда он выбрасывал крышку, была поднята и согнута в локте правая рука. Он сломал ее о перемычку фонаря кабины между летчиками. Упал на опушке леса со страшной болью в позвоночнике.»
При заданной перегрузке отлетела консоль левого крыла. На месте излома найдены следы подкрыльной ракеты. Пожалуй, это единственный случай в истории авиации, когда экипаж многоместного самолета после поломки крыла остался в живых. Много месяцев Кульчицкий и Горсткин лечили поврежденные позвоночники, а Кульчицкий еще и сломанную руку.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях опытной авиационной техники, Н.Е.Кульчицкому 23 августа 1977 году было присвоено звание Героя Советского Союза.
Несмотря на запреты врачей в 1977 вернулся на лётно-испытательную работу и участвовал в испытаниях Ту-154, Ту-95 и их модификаций.
Проводил испытания ракетоносца Ту-95М-55, совершившего первый полет 31 июля 1978. На этой летающей лаборатории до начала 1982 года было совершено 107 полетов общей продолжительностью 656 часов по отработке нового авиационно-ракетного комплекса со сбросом массо-габаритных макетов ракет и практическими пусками опытных образцов ракет Х-55. На этапе испытаний и отработок было выполнено 10 пусков ракет Х-55, из которых семь были зачтены. Эти испытания дали богатые материалы для отработки и стратегического носителя Ту-95МС и ракеты Х-55.
Погиб 28 января 1982 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ту-95М-55.
Самолет был обледеневшим. Его не обработали специальным противообледенительным составом. Прилетающие борты сообщали об обледенении. Одному из друзей Кульчицкий сказал:
— Попробуй не полети… Руководство лишится премий.
А в руководстве не нашлось умного человека, который бы запретил лететь и не вынуждал бы летчика брать на себя ответственность. Не должен был давать разрешение на взлет и руководитель полетов.
На взлете с аэродрома ЛИИ, в момент отрыва от земли, самолет задрал нос и свалился на левое крыло. Погиб экипаж в составе 10 человек во главе с командиром корабля летчиком-испытателем Н.Е.Кульчицким:
- летчик-испытатель Кульчицкий Николай Евгеньевич
- летчик-испытатель Шкатов Виктор Ильич
- штурман-испытатель Шевцов Александр Семенович
- штурман-испытатель Николаичев Александр Николаевич
- бортрадист-испытатель Горсткин Игорь Николаевич
- бортинженер-испытатель Жилин Александр Азарович
- ведущий инженер Серман Валерий Эдуардович
- бортэлектрик-испытатель Амплеев Виталий Яковлевич
- бортмеханик-испытатель Сунгатулин Хайдар Измайлович
- бортмеханик-испытатель Макаров Константин Павлович
Комиссия министерства первым пунктом акта записала, что причиной катастрофы явился вывод самолета на большие углы атаки. Другими словами — вывел летчик. значит, он и виноват. Такая информация и была разослана во все летно-испытательные подразделения министерства.
Тогда возмутились друзья Николая Кульчицкого, знавшие его и как человека, и как надежного высококвалифицированного летчика-испытателя. Знали они и то, что кроме обледенения крыла и стабилизатора в процессе руления самолет был выпущен с превышением полетного веса на тридцать тонн, с задней центровкой, что в итоге делало машину неустойчивой и неуправляемой. Была создана новая авторитетная комиссия, состав которой был скрыт, чтобы никакого давления не было. В итоге — новый акт, суть которого раскрыта в письме следователя по особо важным делам Прокуратуры СССР государственного советника юстиции 3-го класса Ю. Свидерского. Кульчицкой: «Специальным расследованием, проведенным Прокуратурой СССР, установлено, что Ваш муж, Герой Советского Союза Н.Е.Кульчицкий в гибели экипажа и самолета не виновен». Далее шли отдельные детали акта. Спустя два года после гибели экипажа это письмо было прочитано возле могилы Николая Кульчицкого, затем в ЛИиДБ ОКБ Туполева, в ЛИИ.
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Химкинском кладбище.
Награждён орденами Ленина, «Знак Почёта», медалями.
Источники информации:
- Биография, составленная А.А.Симоновым
- Ту-95 / В.Ригмант. Авиация и Космонавтика №3 2001 /
- Коля, ты летать-то умеешь? / Подмосковные известия (Москва). 28.01.1997. 016 /
- Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
- Жуковский / ВВС России /
А Жилин А. А. был бортинженером-испытателем.