1913-1975
Лётчик-испытатель 2-го класса (ВВС — 1951, МАП — 04.1957), полковник-инженер (1955).
Родился 24 (11 — ст.ст.) марта 1913 года в городе Каре (Турция). Детство и юность провёл в Москве. Работал чертёжником-деталировщиком в тресте «Союзпродмашина» и заводе № 33 (август — декабрь 1930), учётчиком работы машин треста «Гордорстрой» (апрель — июль 1931). Затем работал шофёром автобазы Наркомата тяжёлой промышленности СССР (июль — ноябрь 1931), гаража Центрального Дома культуры железнодорожников (ноябрь 1931 — май 1932) и гаража Наркомата земледелия СССР (июнь 1932 — ноябрь 1934). В 1934 году окончил рабфак имени Артёма.
В 1936 году окончил два курса Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана.
В армии с августа 1936 года. В мае 1940 года окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.
В июне 1940 — марте 1945 — помощник ведущего инженера и ведущий инженер Научно-испытательного института ВВС. Провёл госиспытания ряда истребителей, в числе которых испытания опытных высотных истребителей МиГ-ЗУ и И-220 (в 1943 году), трофейного истребителя Me-109F (в ноябре 1941 года), а также войсковые испытания истребителя Ла-7 на 1-м Прибалтийском фронте (в сентябре-октябре 1944 года).
В августе 1945 года окончил Черниговское военное авиационное училище лётчиков, располагавшееся в станице Ленинградская Краснодарского края.
В апреле 1948 — декабре 1954 — ведущий инженер — лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Участвовал в госиспытаниях ряда истребителей, в т.ч. МиГ-15бис (1948), МиГ-15 УТИ (1949).
В 1954 году заочно окончил два курса Военного института иностранных языков, в 1957 году — курсы при Школе лётчиков-испытателей.
С декабря 1954 — заместитель начальника лётно-испытательной базы ОКБ по лётной части, а в июне 1956 — августе 1960 — лётчик-испытатель ОКБ В.М. Мясищева.
В качестве второго лётчика принимал участие в первых вылетах и испытаниях второго опытного экземпляра реактивного стратегического бомбардировщика ЗМ (в октябре 1956 года), первого серийного бомбардировщика ЗМ постройки авиазавода №23 (в конце 1956 года), опытного экземпляра бомбардировщика ЗМД (25 ноября 1959 года) и других испытательных работах. В августе 1960 — декабре 1961 — лётчик-испытатель филиала № 1 ОКБ-52 В.Н.Челомея.
В марте 1962 — апреле 1969 — начальник Школы лётчиков-испытателей.
С сентября 1968 года — в запасе. Жил в Москве. Умер 14 апреля 1975 года. Похоронен в Москве на Химкинском кладбище
Награждён орденом Ленина (16.10.1957). 3 орденами Красной Звезды 18.18.1945; 19.11.1951; 12.07.1957), медалью «За боевые заслуги» (05.11.1946), другими медалями.
Источники информации:
- «ШЛИ со временем» (Жуковский, 1999)
- «Через невидимые барьеры. Испытано в небе» (Из записок летчика испытателя) / Марк Галлай. Москва, Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1965 /
- «ШЛИ и летали» (А.А.Симонов, Жуковский, 2022)