1927-2010
Герой Советского Союза(05.10.1960), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (9.06.1966), генерал-майор авиации (1973), заслуженный мастер спорта СССР (1961).
Родился 31 марта 1927 года в Москве в семье известного авиаконструктора С.В.Ильюшина. Русский. Работал мотористом на авиазаводе (на Центральном аэродроме). Одновременно учился летать под руководством лётчика-испытателя В.К.Коккинаки. В 1941 году в составе дружины ПВО дежурил на крышах московских домов, тушил зажигательные бомбы. В возрасте 14 лет получил свою первую государственную награду, которой потом гордился всю жизнь – медаль «За оборону Москвы».
В армии с 1944 года. В 1951 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. Одновременно в 1947 году окончил 3-й Московский городской аэроклуб и в 1949 году экстерном Балашовское военное авиационное училище лётчиков.
В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
С октября 1952 по март 1953 — летчик-испытатель Новосибирского авиазавода. Поднял в небо (1953) и провел испытания головного МиГ-17Ф завода. Испытывал серийные МиГ-17, МиГ-17Ф и их модификации.
С апреля 1953 по декабрь 1957 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Участвовал в проведении ряда испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института. В ОКБ П.О.Сухого провел испытания Т-3 (1956-1957), а также поднял в небо (10.10.1957) и провёл испытания Т-43 (Су-9).
С декабря 1957 по сентябрь 1981 — лётчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого. Поднял в небо и провёл испытания ПТ-8-4 (Су-11) (21.02.1958), Т-5 (18.07.1958), С-25Л (02.12.1961), Т-58Д (Су-15) (30.05.1962), Т-58Л (06.09.1965), С-22И (Су-17) (02.08.1966), Т-6 (Су-24) (02.07.1967), Т-6-2И (17.01.1970), Су-15бис (03.07.1972), Т-4 (22.08.1972), Су-17М2 (20.12.1973), Т-8 (Су-25) (22.02.1975), Т-8Д (07.12.1976), Т-10 (20.05.1977), Т-8-1Д (21.06.1978), Т-10-3 (23.08.1979), Т-10-4 (31.10.1979), Т-10С (Су-27) (20.04.1981). Установил 3 мировых авиационных рекорда: в 1959 — рекорд высоты полёта на Су-9 (Т-431), в 1962 — 2 рекорда (из них 1 — абсолютный) высоты горизонтального полёта на Су-9.
5 июня 1960 года «Победа» с группой подвыпивших ударников коммунистического труда столкнулась влобовую с «Волгой» Ильюшина. Спас летчика коллега-испытатель и будущий космонавт Г.Т.Береговой, случайно оказавшийся на трассе, где произошла катастрофа. Да мастерство врачей. Но через год Ильюшин смог вернуться к полетам.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1960 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, В.С.Ильюшину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11118).
3 сентября 1981 года катапультировался из Су-27 (Т-10С-1). При выполнении задания по определению максимальной продолжительности полета самолет неожиданно для летчика остался без топлива.
В период с 1943 года по 1981 год он выполнил 6420 полетов на 145 типах самолетов и вертолетов и их модификациях.
С 1981 года генерал-майор авиации В.С.Ильюшин – в запасе. Работал в ОКБ имени П.О.Сухого заместителем главного конструктора (с 1972 года), консультантом-членом Совета старейшин (с 2000 года).
Жил в городе-герое Москве. Умер 1 марта 2010 года. Похоронен на Химкинском кладбище в Москве.
Награждён советскими орденом Ленина (5.10.1960), орденом Красного Знамени (24.11.1966), орденом Трудового Красного Знамени (26.04.1971), орденом Красной Звезды (21.08.1964), орденом «Знак Почёта» (12.07.1957), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (29.07.1999), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (1955).
Лауреат Ленинской премии (1976), Государственной премии РФ (1996). Награждён медалью де Лаво (1962, ФАИ).
Источники информации:
- Испытатели ЛИИ ( Васин В.П., Симонов А.А., Жуковский, 2001)
- Заслуженные испытатели СССР (Симонов А.А., М., 2009)
Уникальный челоек и летчик. Не ясно, почему ни слова об испытаниях В.С. Ильюшиным и Алферовым стратегического бомбардировщика «Т-100»,похоже, и сейчас не превзойденного по своим характеристикам!!? «Сотка» и сейчас может взлететь,а стоит (пока еще!) в музее в Монино…
Т-4 («сотка») указан в списке испытанных самолетов с ссылкой на страницу с описанием.
В 1981 г. Нарушил программу полета, почему и остался без топлива. Однако талантливо рассчитал место падения самолёта, отвел от населенных пунктов и катапультировался. ОКБ осталось без годовой премии, а Ильюшина отстранили от испытаний. Человек абсолютной смелости, математической точности, допустивший единственную ошибку в расчете испытаний. Жесткий, бескомпромиссный. Как летчик, с ним можно сравнить И.П.Волка, но Волк — добрейший. Оба левши. Не из этого мира, гении испытаний.
Владимир Сергеевич Ильюшин произвёл ошеломляющий сюрприз на зарубежных военных атташе, которые всегда приезжали посмотреть воздушные парады в День Авиации. Приехали они и 18 августа 1967 года. Пролетали разные самолеты, на взлетной полосе садился и взлетал самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36. Потом Як улетел, все стихло. И вдруг над трибунами раздался дикий рёв. Военные атташе едва успели увидеть черный остроносый самолёт, пронёсшийся на малой высоте с большой скоростью и тут же пропавший из вида. По радио объявили, что полет совершил Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин.
Он совершил пролёт на самолете Су-15К98, серийный номер 01-02, бортовой номер 67 красный. В 1968 году этот же самолёт поступил в ГНИКИ ВВС для проведения Научно-Исследовательской работы в воздухе по определению возможности и особенностей эксплуатации самолета с колесным шасси с грунтовых ВПП. На винтах обшивки самолета сохранились следы чёрной краски, которой он был окрашен при пролёте на Воздушном Параде 1967 года. Я был ведущим инженером по испытаниям Су-15К98 на грунтовых ВПП со стороны ГНИКИ ВВС.
Осенью 1968 года Владимир Сергеевич был ведущим летчиком по испытаниям подвесной пушки ГШ-23. Пушка была подвешена под самолёт Су-7Б, испытания проводились во Владимировке на полигоне Грошево. ВС должен был произвести стрельбу из пушки по стоящему на полигоне танку КВ. С пикирования ВС произвёл стрельбу по танку, снаряды рикошетом ушли в небо и попали в двигатель Су-7. Самолёт мгновенно потерял тягу, высота и так была небольшая, но ВС, снижаясь, повернул самолёт на подготовленную на полигоне посадочную полосу. Не было времени ни на выключение двигателя, ни на выпуск шасси и закрылков, ВС посадил самолёт «на брюхо», успев только сбросить фонарь. Самолёт пропахал брюхом по полосе и остановился, в двигателе начался пожар. ВС выскочил на землю, но повис на шлангах наддува противоперегрузочного костюма, поскольку не отсоединил колодку шлангов. Попробовал шланги порвать, но шланги были армированы проволокой и ему пришлось лезть обратно чтобы отстегнуть колодку. Отстегнув колодку начал бежать подальше от самолета, но выдернул прикреплённый к сиденью трос парашюта, парашют начал раскрываться и ВС отстегнул и бросил парашют. Самолёт горел, потом взорвались топливные баки, а ВС сидел в стороне и не мог ничего никому сказать, потому что НАЗ, в котором находились рация, пистолет и другие средства жизнеобеспечения были слишком близко к горящему самолету. С КП передали о случившемся, прилетел вертолёт и забрал ВС. На время разбора лётного происшествия его посадили под домашний арест в домик фирмы Сухого на Ардагане. После работы наша бригада по испытаниям Су-15 на грунте заезжали его навестить, привозили с собой чайник с массандрой, которая выделялась на каждый полет в количестве 5.6 кг для охлаждения тормозов колёс. Мы угощали ВС массандрой, а он заготавливал для нас закуску от обеда.