Россинский Борис Иллиодорович

1884-1977

Б.И.Россинский (1944)
Б.И.Россинский

Лётчик-испытатель, заслуженный пилот-авиатор СССР.
Родился 9 мая (27 апреля — ст.ст.) 1884 года в г.Москва.
С 1 сентября 1904 по 1 ноября 1911 состоял студентом Императорского Московского технического училища. В 1908-1909 гг. активный член Воздухоплавательного кружка, созданного H.E.Жуковским при ИМТУ.
29 ноября 1909 года Россинский на глазах специальной комиссии перелетел Клязьму на бамбуковом планере собственной конструкции.
Летом 1910 года по настоянию Жуковского Россинский едет во Францию, в город По, в школу Луи Блерио обучатся летному делу. Но сначала он поступает практикантом на моторный завод «Anzani» и становится контролером по испытанию и установке двигателей. Его успехи были так впечатляющи, что после обучения, на прощание, Блерио подарил ему самолет своей конструкции — «Блерио XI».
Одним из первых в России с 1910 начал систематически осуществлять полеты на самолетах, пропагандируя успехи авиации.
Летом 1910 года с разрешения Московской городской Думы летчик построил на Ходынском поле ангар, в котором жил возле своего самолета.
В ноябре 1911 года он получил диплом пилота-авиатора (диплом ИВАК №69 от 26.11.1911). После этого работал инструктором Московской школы авиации.
С 1912 — летчик-испытатель одного из первых российских авиационных заводов — «Дукс» (ныне Производственный центр им. П.А.Воронина ВПК «МАПО «МИГ»). Со стапелей завода тогда сходили в основном самолеты зарубежных конструкций: «Фарманы», «Ньюпоры» и другие. Россинский поднял на крыло более полутора тысяч таких машин. В разгар первой мировой войны он испытывал по 5-6 самолетов в день.
С декабря 1917 по февраль 1918 — председатель Военно-Революционного комитета по авиации. С марта 1918 года — начальник «Летучей лаборатории», научно-исследовательской работой которой руководил Н.Е.Жуковский.
1 мая 1918 года, во время воздушного парада на Московском аэродроме, Россинский, демонстрируя чудеса высшего пилотажа, сделал восемнадцать
«мертвых петель» — в честь восемнадцатого года. На земле летчика пригласили подняться на вышку павильона, где Ленин встретил его аплодисментами: «Браво, браво, дедушка русской авиации!».
Летом 1919 года Б.И.Россинский изобрел авиасмесь для замены дефицитного бензина и получил за свое изобретение благодарность в приказе командующего Московским военным округом. Эта смесь состояла из 90 % газолина и 10 % эфира.
В конце лета 1919 года отправился добровольцем на фронт. С 10 августа 1919 по 19 сентября 1919 служил в отряде особого назначения сформированного против генерала К.К.Мамонтова. Летал на истребителе Ньюпор-XXIV.
24 апреля 1920 года совершает перелет на самолете «Сопвич» с мотором 120 л. с. по маршруту Москва-Нижний Новгород-Казань-Самара и обратно. Мотор был заправлен смесью Россинского.
В 1923 в честь 15-летия его авиационной деятельности, Россинский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, получил звание заслуженного пилота-авиатора СССР.
С 11 ноября 1934 года — Персональный пенсионер СССР.
К 50-летию правительство подарило ему самолет По-2, на котором авиатор с агитационными лекциями посещал самые отдаленные уголки нашей необъятной Родины. Россинский ведет популяризаторскую и общественно-организационную работу в области авиации в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Во время войны старейшего авиатора прикомандировали к отряду особого назначения, но на фронт, несмотря на его просьбы, не пустили.
Умер 23 марта 1977 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награжден орденом Ленина (09.05.1944), орденом Трудового Красного Знамени СССР (1934), орденом Трудового Красного Знамени РСФСР (22.11.1923), медалями.

Источники информации:

  • Первый полет / О.Демченко, «Мегаполис Континент» (Москва), 12.08.1999 /
  • Валерий Чкалов / М.В.Водопьянов, ЖЗЛ, «Молодая гвардия», Москва, 1954 /

Оставьте комментарий