Цой Олег Григорьевич

род.1944

О.Г.Цой

О.Г.Цой

Герой Российской Федерации (16.04.1997), заслуженный лётчик-испытатель СССР (15.08.1986), полковник (198..), мастер спорта СССР международного класса (1990).
Родился 26 мая 1944 в селе Новомихайловка ныне Янгиюльского района Ташкентской области (Узбекистан). Кореец.
В армии с 1962. В 1966 окончил Черниговское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (Туркестанский ВО).
Участник боевых действий в Египте в феврале-декабре 1970 в составе 135-го истребительного авиационного полка. Совершил 42 боевых вылета на МиГ-21, участвовал в 2 воздушных боях. Очень высоко оценил отличную и продуманную тактическую подготовку израильских летчиков в сравнении с советскими шаблонами. Затем служил в Липецком ЦБПиПЛС.
С октября 1971 по декабрь 1983 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (СЛИ ИА). Провёл госиспытания Су-15УМ (1976), Су-25 (1980). Участвовал в госиспытаниях Су-17М2, Су-17МЗ. Провёл ряд испытательных работ на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-24 и их модификациях.
С января 1984 по июль 1997 — лётчик-испытатель ОКБ имени П.О.Сухого (в 1984-1997 — начальник лётной службы ОКБ). Поднял в небо и провёл испытания Су-35 (Т-10М) (23.06.1988), ЛЛ-КС (Т-10-26) (21.03.1989), Су-39 (15.08. 1995). Провёл испытания Су-25УБ (1985). Участвовал в испытаниях Су-24, Су-25, Су-27 и их модификациях.
28 мая 1986 — случайное катапультирование из Су-27УБ на земле.
14 декабря 1986 упросил В.Н.Кондаурова выпустить его в полет на Су-24 для проверки поведения бомбардировщика на скоростях менее эволютивных, т. е. когда полная управляемость самолета уже не обеспечивается. В ОКБ полеты по этой теме еще только предстояли. Этот полет он выполнял с ведущим летчиком-испытателем ГК НИИ ВВС Н.Ш.Саттаровым. Согласно заданию, им предстояло выполнить одну из сложнейших фигур высшего пилотажа — «колокол». Самолет уже прошел верхнюю точку и начал энергичное пикирование. Вдруг ручка управления совершила какие-то замысловатые манипуляции. Бомбардировщик задрал нос, и, кабрируя, начал падать. Включение форсажа несколько снизило вертикальную скорость, но быстрая потеря высоты продолжалась. Когда до столкновения с землей оставалось всего несколько секунд, летчики катапультировались. Взрыв самолета и хлопки открывшихся парашютов прозвучали почти одновременно.
Причиной аварии Су-24, как выяснилось, был крошечный, диаметром в 3 миллиметра, болтик, попавший под золотник бустера управления.
Установил 9 мировых авиационных рекордов на самолёте Су-27 (П-42): 18 декабря 1987 — 1 рекорд грузоподъёмности (времяи подъема на высоту 2000 м с грузом 2118 кг — 27,7 с), в 1988 — 8 рекордов скороподъёмности (19 апреля поднялся на высоту 6000 м с грузом 1000 кг за 38 с., а 17 мая с грузом 1000 кг время подъема на высоты 3000, 9000 и 12000 м составило 28, 48 и 59 с соответственно.).
При испытании выпуска штанги топливоприемника Т-10М (Су-35) сорвался в штопор. Цою удалось вывести и спасти опытный самолет.
За мужество и героизм, проявленные при испытании специальной авиационной техники, 16 апреля 1997 заместителю начальника летно-испытательной и доводочной базы по летной работе АО «ОКБ Сухого» О.Г.Цою было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Освоил 35 типов самолетов.
С 1992 года — в запасе. В 1997-2000 работал заместителем начальника лётной службы ОКБ имени П.О.Сухого. Живёт в Москве.
Награждён 2 орденами Красного Знамени (23.02.1971, 29.10.1981), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (2.07.1980), медалями, египетским орденом.

Смотри также:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Штопор над «Востоком» / О.Г.Цой, Вестник авиации и космонавтики. №3 1999 /
  • «Испытатель» / В.Руденко, «Красная звезда». 18.07.1992 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *