1926-2011
Заслуженный штурман-испытатель СССР (13.08.1976), полковник (18.10.1973), Мастер спорта СССР международного класса по самолетному спорту.
Родился 7 ноября 1926 на станции Горная (ныне – в черте г.Красный Сулин Ростовской области). В 1943 г закончил Ростовскую спецшколу ВВС № 10 в г.Ереван.
В армии с июня 1943 г. В 1944 г. окончил Ташкентскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров, в июне 1945 г. окончил Челябинское краснознаменное училище штурманов. В 1945 г. закончил Высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия.
С марта 1946 по июль 1957 г. проходил службу штурманом самолета 63-й Отдельной АЭ ВВС ТОФ, штурманом самолета 3АЭ, штурманом звена 2 АЭ, штурманом авиационной эскадрилии 52 Гвардейского минно-торпедного авиационного полка, 890-й минно-торпедной авиационной дивизии (пос.Сергеевка, Дальний Восток).
В период службы на Дальнем Востоке летал на самолетах: Р-5, ДБ-3, СБ-2, Ли-2, МБР-3, Ту-2, Ил-28.
В 1955 г. закончил Высшие центральные курсы усовершенствования офицеров-штурманов по 3-му разряду.
Звание “Военный штурман 1-го класса” присвоено приказом ВМФ СССР№ 0396 от 12.11.1952 г.
Приказом КА ВМФ № 0129 от 26.07.1957 г. назначен на должность штурмана-испытателя 4-й АЭ 986-го отдельного авиационного полка специального назначения авиации ВМФ (п.Кировское, АРК Крым).
С августа 1957 года – штурман-испытатель НИИ-15. Провел госиспытания парашютной системы спускаемого аппарата космических кораблей «Восток».
С февраля 1961 штурман-испытатель ГК НИИ ВВС (3-е Управление войсковой части 15650).
С 1961 — Старший штурман-испытатель,
С 1967 — Штурман эскадрильи, старший штурман-испытатель.
В 1972-1978 годах: заместитель старшего штурмана испытательного АП по комплексам ПЛО, старший штурман-испытатель.
Провёл госиспытания парашютных систем спускаемых аппаратов космических кораблей «Восход», «Союз», «Алмаз» и «Янтарь», а также межпланетных станций «Марс» и «Венера»; госиспытания авиационно-спасательного комплекса Ту-16ПС со спасательным, самоходным и телеуправляемым с борта самолёта катером «Фрегат»; ряд испытательных работ на Ан-12ПС, Бе-12, Ил-38М. Участвовал в госиспытаниях Ми-6ПС (1968), Ми-6АПС (1975), Ту-142 (1970), Ту-142М (1975-1977); в испытаниях по отработке разгрузки и погрузки судов на рейде вертолётом Ми-6 (1965); в испытаниях торпеды «Орлан» и ракеты-торпеды «Ястреб-М» (1975-1979). В качестве ведущего штурмана-испытателя провел испытания более 200 объектов (в т.ч. Ми-4МТ, Ми4-МЭ, Як-27Р).
За период времени летной работы с 1945 по 1978 налетал более 3500 часов. Из них более 2000 часов на испытания.
Освоил более 25 типов самолетов и вертолетов.
Участвовал в установлении 2 мировых авиационных рекордов: в 1974 — рекорда скороподъёмности на гидросамолёте Бе-12, в 1975 — рекорда высоты на гидросамолёте Бе-12.
С апреля 1978 г. в запасе. До 1991 работал заместителем начальника по штурманской службе Крымской летно-испытательной базы НПО «Взлёт».
Жил в пос. Кировское, АР Крым. Умер 16 ноября 2011 г. Похоронен в пос. Кировское АР Крым.
Награжден Орденом Красной звезды (23.01.1957), Орденом Богдана Хмельницкого (14.10.1999), медалями.
Источники информации:
- Письмо внука — С.Макарова
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
Прочитал с удовольстием.Настоящий был мужик,заслуженный.Есть пример для подражания нынешнему поколению летно-штурманского состава.Сам сожалею,что не успел посидеть с ним за круглым столом,хотя возможность была-мой брат является его зятем..Думал,еще успею.Не успел.. Летчики не умирают,они просто улетают и не возвращаются. гв.майор Штундюк,военный летчик 1-го класса в запасе.
Александр, спасибо за теплые слова.
К сожалению, старая гвардия уходит (а куда денешься?) и информация о ней теряется… Точнее, она уходит вместе с очевидцами, потому что сегодня другое время, другие ценности.
Отдельное спасибо этому ресурсу, который по крупицам, но собирает и хранит информацию о многих Людях в нашей Авиации.
Да, «Письмо внука» — это не письмо, а выписки из документов (летная книжка, личное дело и т.д.)
Здравствуйте, Сергей.
Я знала Сергея Семёновича, потому что я училась в Москве с его дочерью Еленой. Он остался в памяти как жизнерадостный супермен. Он однажды катал нас с Еленой по дорогам Крыма: я помню только головокружение!
Так бы хотелось встретиться с его семьей снова, после долгих лет потери связи со всеми. Надеюсь, Вы поможете мне связаться с ними, если Вы его внук.