Шамин Валентин Михайлович

1923–1953

В.М.Шамин
В.М.Шамин

Летчик-испытатель 1 класса (1953), майор (26.05.1953).
Родился 18 июня 1923 года в деревне Осиновка Романовского района Саратовской области в крестьянской семье. С 1936 года жил в г.Дзержинск Нижегородской области. В 1940 году окончил восьмилетнюю школу, в 1941 году – Дзержинский аэроклуб.
В армии с августа 1941 года. В 1943 году окончил Армавирскую ВАШЛ. Оставлен в том же училище лётчиком-инструктором в городе Андижан, где в годы Великой Отечественной войны базировалось училище. В 1946-1948 он служил в строевых частях ВВС Прикарпатского военного округа.
В 1948 году принят в Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности Союза ССР. В сентябре 1950 года окончил ШЛИ.
С 1950 года — летчик-испытатель Горьковского авиационного завода им.С.Орджоникидзе. Испытывал серийные МиГ-15, МиГ-17 и их модификации. В июне 1952 года окончил в ШЛИ МАП СССР «Курсы по обучению лётчиков-испытателей пилотированию и самолётовождению в сложных метеоусловиях».
Погиб 29 мая 1953 года в испытательном полете на МиГ-17.
Был тёплый солнечный день. В этот день ранним утром В.М.Шамин выполнил первый полёт по сдаточной программе испытаний на самолёте МиГ-17 №5421-1253. Второй взлёт был произведён в 12 ч 57 мин. Через некоторое время связь с лётчиком была потеряна. Момент потери радиосвязи свидетельствовал о том, что в это время мог выполняться режим проверки балансировки на максимальной скорости. Позже стало известно о катастрофе. Комиссия, расследовавшая лётное происшествие, определила: «Причиной происшествия необходимо считать выполнение лётчиком «прижима», т.е. доведение самолёта до максимальной скорости на малой высоте, вследствие чего самолёт ударился о землю».
Свидетели катастрофы — жители посёлков Большое Козино и Ляхово были убеждены в том, что причинами лётного происшествия были серьёзные нарушения в работе самолётных систем. По их мнению, лётчик-испытатель отвёл почти неуправляемый самолёт от посёлка и ценой своей жизни спас десятки других. Так Ю.И.Шигунов, которому в 1953 году было 18 лет, видел, как в направлении посёлка Большое Козино со снижением, покачиваясь с крыла на крыло, летел самолёт, который на малой высоте отвернул от населённого пункта и взорвался после столкновения с землёй. Ещё один очевидец происшествия В.А.Бебенин, 14-летний юноша, находился вблизи Волги и поэтому видел развитие аварийной ситуации с самого начала. Как следует из его рассказа, истребитель МиГ-17 летел в юго-западном направлении вблизи кучевых облаков. Высота полёта соответствовала той, на которой выполняли заход на посадку в аэропорт «Стригино» самолёты гражданской авиации, т.е. 600 м. Рядом с истребителем сверкнула молния, раздался оглушительный удар грома. Отвалилась часть правого крыла самолёта. После удара молнии МиГ-17 начал снижаться, покачиваясь с крыла на крыло, в направлении посёлка Большое Козино. Затем, продолжая раскачиваться, развернулся вправо до северного курса и продолжал снижение над ровной заболоченной местностью до столкновения с землёй и последовавшего вслед за этим взрыва. К сожалению, показания свидетелей не особенно заинтересовали представителей авиационного завода, прибывших на место катастрофы. Бортовых самописцев записи параметров полёта на самолётах МиГ-17 в те годы не существовало.
Похоронен на Старо-Сормовском кладбище (г.Нижний Новгород).
Награжден медалями.

Источники информации:

  • Последний полёт майора Шамина / Люди Нижегородской области /
  • Шамин В.М. / Нижегородский некрополь /

Оставьте комментарий