Me-163B Komet
ракетный истребитель-перехватчик
Боевое применение.
Вступление в бой частей, оснащенных ракетными машинами Ме.163В, началось со значительным опозданием. Одной из
причин к этому стало направление на Восточный фронт В. Шпете (последний был
назначен командиром группы в 54-й истребительной эскадре). Обязанности
командира были переданы капитану Тони Талеру (Toni Thaler).
Планы использования истребителя предусматривали создание двух колец
аэродромов на западе, северо-западе и севере Германии, так чтобы создать сплошную
зону перехвата, учитывая небольшую продолжительность полета Ме.163В. Реально по
требованиям, необходимым для использования Ме.163В, были переоборудованы только
несколько аэродромов: Пенемюнде, Бад Цвишенау, Виттмюндгафен, Штаргарт,
Удетфельд, Брандис, Венло, Дилен и Гусум.
Первой эскадрильей, вооруженной ракетными перехватчиками стала 1./JG.400, созданная в мае
1944 г в Виттмундгафен под командованием капитана Роберта Олейника (Robert Olejnik). Ядро эскадрильи
составил персонал 16-й испытательной команды. Первые Ме.163В-1а были получены в
июле. В конце этого месяца эскадрилья была переведена на аэродром Брандис под
Лейпцигом. 28 июля 1944 г американские пилоты впервые увидели Ме.163 вблизи у Мерсебурга,
когда восьмерка Мустангов Р-51D из 359-й истребительной группы, прикрывавшая В-17
Fortress, столкнулась с пятеркой ракетных перехватчиков из 1./JG.400.
Сразу после столкновения генерал-майор Вилльям Кипнер (William E. Керner) - командующий
истребительной авиации 8-й воздушной армии - послал во все истребительные части следующий циркуляр:
Пять реактивных вражеских самолетов Ме.163, летящих двумя отдельными группами - по два и
три самолета - были встречены в районе цели у Мерсебурга. Звено из двух самолетов
заходило на бомбардировщики сзади на высоте около 10000 м. За перехватчиками
оставался сильный белый инверсионный след. По отзывам перехватчики сохраняли строй во
время полета и во время атаки с пикирования. Hа большой скорости, докладывают о 800-900 км/ч,
с пикирования они атаковали строй бомбардировщиков. Восьмерка 359-й группы
успела только развернуться им наперерез, но атакующие уклонились, лишь слегка изменив
курс, так что сбить ни одного из перехватчиков не удалось. Сразу после атаки
ведущий реактивных самолетов ушел в сторону солнца с углом атаки в 50°. При
наборе высоты образовывались отдельные небольшие облачка инверсии - можно
предположить, что периодически использовался полный газ. Можно ожидать
дальнейших столкновений с этими самолетами, атакующими бомбардировщиков с задней
полусферы строем или поодиночке - волнами. Чтобы иметь возможность перехватить их и
успеть развернуться им на встречу, истребителям следует располагаться как
можно ближе к бомбардировщикам, так, чтобы быть между последними и атакующими.
Возможно, что такая тактика позволит помешать реактивным самолетам эффективно,
подчеркиваю - эффективно, атаковать бомбардировщики. Следует уделять внимание
обнаружению перехватчиков на высоте выше 9000 м по инверсионному следу.
Интересно, что к моменту появления этого тревожного письма Кипнера
люфтваффе успели принять только 16 серийных Ме.163В, и даже если бы 1./JG.400 активно
участвовала в боях, шансы поразить какой-либо из B-17 парой пушек МК-108 с Ме.163В были
минимальны.
Делая заход на скорости 900-950 км/ч на цель - строй бомбардировщиков, летящих со
скоростью 350-400 км/ч - получали скорость сближения 550 км/ч или 150 м/с. Эффективный
огонь из МК-108 можно было вести с дистанции около 600 м, а выходить из атаки на дистанции
200 м. Так что пилот Ме.163В имел менее трех секунд, чтобы поразить цель к тому же с
использованием пушек, имевших небольшой темп стрельбы. Только при большом летном
мастерстве можно было иметь какой-либо шанс поразить цель.
29 июля Ме.163В из 1./JG.400 вновь появились над Мерсебургом, и в результате
общепринято считать, что капитан Артур Джеффри из 479-й истребительной группы на
своем Лайтнинге Р-38 сбил один реактивный истребитель. Правда, 1./JG.400 в тот день не
числила за собой потери. Первую победу в воздушном бою немцы одержали 16 июля 1944
года в районе Лейпцига - пятерка Me 163, атаковавшая соединение “Летающих
крепостей”, сбила В-17 из состава 305-й бомбардировочной авиагруппы (отличился
лейтенант Хартмут Рилль). “Кометы” также понесли потери: один “Мессершмитт” был
уничтожен огнем бортстрелков “Крепости”, другой (машина Рилля) - “Мустангом”
эскорта. Наибольший успех на долю Me 163 выпал 24 августа, когда они сбили четыре В-17,
потеряв одну машину, подожженную истребителем P-51.
Тем временем в Венло (вблизи голландско-немецкой границы) была сформирована 2./JG.400 под
командованием капитана Бехнера (Otto Boehner). Hо после замены во главе истребительного
командования генерал-лейтенанта Адольфа Галланда на полковника Гордона Голлоба
практика размещения эскадрилий реактивных истребителей на отдельных аэродромах была
заменена на концентрацию всех сил на стратегически важных участках. В
результате в августе 1944 г 1./JG.400 и 2./JG.400 были
собраны вместе на аэродроме Брандис. В каждой из них было по 15 самолетов и 10-12
пилотов. Эскадрильи были сведены в группу I/JG.400 под командование капитана Фульда (Fulda)..
Главной ее задачей было прикрытие заводов по производству синтетического топлива в
Лойна, но последние находились на пределе радиуса действия Ме.163В. Когда американцы
прознали об ахиллесовой пяте перехватчика - малой продолжительности полета, они стали
осуществлять налеты на заводы в обход аэродрома Брандис, так что возможности I/JG.400
противодействовать налетам были минимальными.
В сентябре 16-я испытательная команда была переведена из Бад Цвишенан на
Брандис, а несколько пилотов было послано на Удетфельд для формирования учебно-тренировочной
эскадрильи (Ergaenzungstaffel) в составе JG.400.
Впоследствии она была преобразована в 4-ю группу 2-й учебной истребительной эскадры
(IV./EJG 2) в составе 13-й, 14-й и 15-й эскадрилий. В
конце декабря 1944 года из этих подразделений планировалось создать
новую, 3-ю авиагруппу 400-й эскадры (III./JG 400),
однако эти планы выполнены не были.
Несколько раньше, осенью 1944-го, капитан Рудольф Опиц приступил к
формированию в Штаргарде истребительной группы II./JG 400). В ее задачи входила защита
завода по производству синтетического топлива в Пелитцере, расположенного в 45
км от Штаргарда, то есть в радиусе действия Me 163В. В это время из 54-й
истребительной эскадры вернулся Вольфганг Шпете, принявший командование
JG 400. К 31 декабря 1944 года в ее составе числилась 71 машина Me 163, в том числе 63 в 1-й
группе и всего восемь - во второй. Через месяц ситуация была выравнена: I./JG 400
располагала 45 “Кометами”, a II./JG 400 - 46.
К концу 1944 г боевая активность JG.400 резко снизилась из-за постоянной
бомбежки аэродромов, плохой подготовки пилотов, критической ситуации с поставкой
топлива. В боевых действиях участвовала преимущественно 1-я истребительная
группа, на боевом счету которой числится 9 воздушных побед. Собственные потери
составили 14 самолетов. Большинство “Комет” погибло по причине различных технических
неполадок, в том числе взрывов остатков топлива при посадке. Лишь 5 машин
уничтожила авиация союзников. Англо-американским истребителям удавалось сбить Me-163, как
правило, когда последние, исчерпав запас горючего, заходили на посадку в
планирующем полете. В этот момент немецкие машины были абсолютно беззащитны и легко уничтожались.
II./JG 400 достигла уровня боеготовности в самом конце войны, однако
полное отсутствие топлива не позволило ее машинам принять участия в боях. К
моменту капитуляции Германии авиагруппа дислоцировалась на побережье Северного
моря, в Гузуме (34 км западнее Шлезвига). III./JG 400 в начале мая 1945 года все еще находилась
в процессе формирования.
Вероятно, последним успехом Me 163 в мировой войне стало уничтожение “Кометой”
из состава E.Kdo 16 американской “Летающей крепости” 10 мая 1945 года. Вражеский самолет
был сбит новым оружием - 50-мм гладкоствольной пушкой SG 500 “Jagdfaust”.
Смотри также
Помогали:
Источники информации:
- «Чудо-оружие третьего рейха» / Ненахов Ю.Ю., Харвест, 1999/
- «Реактивные самолеты Люфтваффе» / Запольскис А.А., Минск, Харвест, 1999 /
- Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) / Перевод А.Фирсова, 1993 /
- The Komet family in 1/72