Concorde
сверхзвуковой пассажирский самолет
История создания
Серийные «Конкорды»
Фотогалерея
Катастрофа Конкорда
Без «Конкордов» им не жить
Описание самолета. «Конкорд» представляет собой построенный по схеме «бесхвостка»
низкоплан с оживальным, поперечно изогнутым крылом удлинения 1,82,
изготовленным с применением профилей относительной толщины 3-2,15%. Каждая
консоль крыла оснащена трехсекционными элевонами общей площадью 32,0 м2.
Полумонококовый фюзеляж состоит из восьми секций и носового конуса, отклонявшегося вниз (5° при взлете и 17,5°
при посадке) при рулении и на взлетно-посадочных режимах для улучшения обзора из кабины летчиков.
При полете со скоростью М=2,2 носовая часть самолета нагревается до 130°, в
результате чего длина фюзеляжа в полете может увеличиться на 24 см. Около 85% объема фюзеляжа занимала гермокабина. В пассажирском салоне размещалось 118 пассажирских кресел по схеме «2+2». Габариты салона почти не отличались от общепринятого стандарта для узкофюзеляжных самолетов типа «Каравелла» или «Боинг-707». В поперечном сечении фюзеляж имел форму неправильного овала, вытянутого вниз, с максимальной шириной (по пассажирской кабине) 2.63 м.
Для обеспечения минимальной массы
самолета выбрана конструкция планера, соответствующая принципу равнопрочности
всех ее элементов. Кроме того, большая часть конструкции выполнена методом
фрезерования целых панелей (как и планер Ту-144), что позволило исключить множество соединений,
предотвратить деформацию обшивки и изменение формы профиля в полете.
Толщина обшивки «Конкорда» - всего 1.5 мм, несмотря на то, что она испытывала аэродинамические, тепловые и акустические нагрузки.
Крыло треугольное с непрерывно меняющимся по размаху углом стреловидности: от
очень большого у корня (75-85°) до средних значений в концевой части (50-65°).
Многолонжеронное крыло кессонной конструкции сочленялось с фюзеляжем весьма оригинально: вместо того чтобы изготовлять эти агрегаты по отдельности, а затем соединить их, конструкцию крыла разбили по размаху на секции, каждая из которых состояла из отсека фюзеляжа и примыкающей к нему части крыла. В результате отпала нужда в установке тяжелых соединительных узлов лонжеронов крыла и силовых шпангоутов фюзеляжа. Внутри крыла располагались основные и передние балансировочные топливные баки, а также шахты основных стоек шасси.
Механизация крыла состояла из шести больших элевонов, расположенных на задней кромке. Гидроцилиндры отклонения элевонов размещались под крылом в массивных обтекателях.
Обшивка крыла выполнена из монолитных, предварительно
напряженных панелей, в результате чего достигнуто уменьшение массы планера
приблизительно на 20% (по сравнению с традиционными конструкциями).
Киль «Конкорда» по конструкции был аналогичен крылу, руль направления состоял из двух секций слоистой конструкции, каждая из которых отклонялась индивидуальным гидроцилиндром. Цилиндр привода верхней секции располагался под обтекателем на правой стороне киля, а нижней - на левой.
Использование «оживального» крыла снижало смещение аэродинамического фокуса
при преодолении «звукового барьера», но для сохранения равновесного состояния самолета в
этот момент топливо перекачивалось в специальные центровочные баки.
Планер рассчитан на небольшие перегрузки (+2,5 / -1,0), в связи с чем скорости снижения и маневра самолета
ограничены. Для изготовления планера использовались главным образом
жаропрочные сплавы алюминия. Из сплавов титана и стали выполнены элементы
двигательной установки, обшивка руля направления и некоторые части шасси.
Шасси - трехстоечное, разработанное известной фирмой «Испано Сюиза», было очень высоким - около 3.5 м - из-за большой длины хвостовой части фюзеляжа и необходимости выхода на значительные (около 18°)
углы атаки при взлете и посадке. В результате ось самолета находится на высоте 5,4
м над поверхностью земли (двери самолета находятся на такой же высоте, как и у
самолета «Боинг» 747). Стойки шасси, выполненные из высокопрочной стали новой марки, получились очень легкими. Носовая двухколесная стойка убиралась разворотом вперед, основные стойки с четырехколесными тележками - разворотом к фюзеляжу. Давление в пневматиках колес передней стойки
составляет 1,23 МПа, а главных 1,26 МПа. Для предотвращения повреждений хвостового конуса при случайном касании ВПП в хвосте установили предохранительную пяту со спаренными пневматиками небольшого диаметра. При рулежке самолет управлялся разворотом носовой стойки.
Благодаря применению прогрессивных компоновочных решений и высокопрочных материалов npoeктная масса пустого самолета составляла всего 65 тонн, или около 23% от взлетной. Правда, в ходе доработок конструкции этот показатель возрос до 43%. А полезная нагрузка серийного самолета составляет всего 6% от максимальной взлетной массы.
Важной особенностью СПС «Конкорд» явилось использование основной электрической
системы управления самолетом. Жесткая механическая связь оставалась в резерве. Такое
решение было новинкой для самолетов гражданской авиации. Для повышения надежности работы систем
СПС имел три независимые гидравлические системы: две основные и одну аварийную. Эти системы
обеспечивали работу гидроусилителей рулевых поверхностей, выпуска и уборки шасси, управление
передними колесами при маневрировании на земле, опускание и подъем
передней части фюзеляжа, топливных насосов балансировочной системы
самолета и регулирование входных и выходных устройств двигателей.
Двигательная установка. Четыре форсированных одноконтурных
турбореактивных двигателя «Олимп» 593В совместной разработки
фирм Rolls-Royce и SNECMA расположены в попарно в двух подкрыльных гондолах таким образом,
что срез сопел находится в плоскости задней кромки крыла. Каждая гондола
состояла из трех секций: системы воздухозаборников, обечайки двигателей и обечайки форсажных камер. Воздухозаборники имел целый ряд управляемых панелей, с помощью которых поддерживались оптимальные характеристики потока на входе в двигатель при любом режиме полета.
У каждого двигателя имеется отдельный регулируемый воздухозаборник
прямоугольного поперечного сечения. на взлете и полете с дозвуковой скоростью (до М=0,6)
воздухозаборники имеют максимальное входное сечение, а впускные створки
дополнительных воздухозаборников, находящиеся в нижней части воздушных
каналов, перед двигателями и под ними, а также за соплами двигателей на верхней и
нижней поверхностях гондолы, открыты. В диапазоне 0,6 < М < 1,3 геометрия воздушного
тракта изменяется таким образом, что часть воздуха используется для охлаждения
двигателя. при этом находящиеся под воздушными каналами створки закрыты. Во
время сверхзвукового полета перепускные створки под воздушными каналами открыты и
отводят лишний воздух от двигателя.
Находящиеся над соплами створки закрыты.
«Олимпус» 593В - двухвальный одноконтурный форсированный ТРД.
Он представляет собой усовершенствованный вариант двигателя «Олимп» 22R тягой на
форсаже 14970 кгс, установленного на самолете TSR.2. Первые полеты опытных самолетов 001 и 002
проводились с двигателями 593-1 тягой 13080 кгс, затем вместо них были установлены двигатели 593-2B тягой 14930 кгс и 593-3B тягой 15770
кгс.
Высокая экономичность на форсажном режиме объяснялась относительно малым расходом топлива на форсирование: прирост тяги составлял всего около 10%.
Основная задача форсажных камер сводится к увеличению тяги во время
взлета и при переходе самолета через скорость звука. После разгона до крейсерской скорости
форсаж отключался. Конструкция реверсов тяги обеспечивает во время посадки тормозную
силу, равную 45% взлетной тяги. Вся конструкция форсажной камеры, сопла и ковшового реверсера тяги была разработана французской фирмой SNECMA.
Топливная система включает 17 кессонных топливных баков, расположенных в
крыле и в фюзеляже. Топливо используется также для изменения
положения цента тяжести самолета во время перехода через скорость звука и для
охлаждения конструкции. Этой цели служат 4 балансировочных бака ( в передних
околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и 1 бак в
хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла).
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | BAC-Aerospatiale | |
Обозначение | Concorde (Конкорд) | |
Тип | Сверхзвуковой пассажирской самолет | |
Модификация | Прототип | |
Экипаж, чел. | 3-4 | |
Число пассажиров, чел. | 118 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 56,24 (58,83) | |
Высота самолета, м | 12,19 (11,58) | |
Размах крыла, м | 25,57 | |
Площадь крыла, м2 | 358,6 | |
Удлинение крыла | 1,82 | |
Ширина салона, м | 2.63 | |
Максимальная взлетная масса, кг | 156000 (166465) | |
Масса пустого, кг | 72120 | |
Грузоподъемность, кг | 12000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Двигатель | ТРДФ Rolls-Royce/ SNECMA «Olimpus» 593-2B | |
Тяга двигателя (форсаж), кгс | 14930 | |
Летные данные | ||
Дальность полета, км | с нагрузкой 8845 кг (M=2,05 на высоте 16 км) | 6470 (6100) |
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) | 2640 (2,23) |
Источники информации:
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /
- «Развитие самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев, 1991 /
- CONCORDE Site
- Concorde SST
- Concord (Flugzeug)
- NOVA Online Supersonic Spies