Concorde
сверхзвуковой пассажирский самолет
История создания
Серийные «Конкорды»
Фотогалерея
Катастрофа Конкорда
Без «Конкордов» им не жить
Описание самолета. «Конкорд» представляет собой построенный по схеме «бесхвостка»
низкоплан с оживальным, поперечно изогнутым крылом удлинения 1,82,
изготовленным с применением профилей относительной толщины 3-2,15%. Каждая
консоль крыла оснащена трехсекционными элевонами общей площадью 32,0 м2.
Управление по курсу обеспечивается классическим вертикальным оперением с двухсекционным
рулем направления.
Габариты серийного самолета увеличились, в первую очередь
это - длина фюзеляжа (с 56,24 м у опытного образца и 58,84 м у предсерийного самолета до 61,66 м у серийного самолета).
Фюзеляж выполнен в виде цилиндрической конструкции с
относительно малым поперечным сечением. Ввиду значительной длины фюзеляжа и
относительно больших углов атаки во время взлета и посадки (около 18°) «Конкорд»
снабжен высоким шасси, в результате чего ось самолета находится на высоте 5,4
м над поверхностью земли (двери самолета находятся на такой же высоте, как и у
самолета «Боинг» 747). Для увеличения видимости из кабины пилотов во время
взлета и посадки носовая часть фюзеляжа может опускаться (5° при взлете и 17,5°
при посадке). При полете со скоростью М=2,2 носовая часть самолета нагревается до 130°, в
результате чего длина фюзеляжа в полете может увеличиться на 24 см.
Планер рассчитан на небольшие перегрузки (+2,5 / -1,0), в связи с чем скорости снижения и маневра самолета
ограничены. Для изготовления планера использовались главным образом
жаропрочные сплавы алюминия. Из сплавов титана и стали выполнены элементы
двигательной установки, обшивка руля направления и некоторые части шасси.
Наиболее интересные результаты в процессе создания СПС были получены при
усталостно-тепловых испытаниях его планера, проведенных в Тулузе во Франции и в Фарнборо в
Англии. По данным летных испытаний было известно, что носок крыла СПС мог нагреваться до 135°С при
перепаде температур за цикл в 15 мин на величину до 145° С. В Тулузе эти испытания были начаты в 1972 г. в
термокамере с 35 000 кварцевыми нагревателями общей мощностью в 30 000 кВт. Регулируемый нагрев
воспроизводил полетный термический режим нагружения. Одновременно планер самолета
нагружался механическим путем посредством силовозбудителей через рычажную систему
подвески. Эти испытания и доработки позволили фирмам назначить технический ресурс для планера
в 45000 летных часов (на 15000 больше, чем у Ту-144), что означало 12-15 лет
эксплуатационной жизни самолета.
В целом же, по техническим характеристикам, «Конкорд» почти не уступает Ту-144, который весил
на 10000 кг больше.
Для обеспечения минимальной массы самолета выбрана конструкция планера, соответствующая принципу равнопрочности
всех ее элементов. Кроме того, большая часть конструкции выполнена методом
фрезерования целых панелей (как и планер Ту-144), что позволило исключить множество соединений,
предотвратить деформацию обшивки и изменение формы профиля в полете.
Технологическое разделение планера также отличается от традиционного:
конструкция разделена на секции, каждая из которых состоит из части фюзеляжа и
прилегающей к нему части крыла. Это облегчает соединение лонжеронов крыла с
силовыми шпангоутами фюзеляжа. Обшивка крыла выполнена из монолитных, предварительно
напряженных панелей, в результате чего достигнуто уменьшение массы планера
приблизительно на 20% (по сравнению с традиционными конструкциями).
Важной особенностью СПС «Конкорд» явилось использование основной электрической
системы управления самолетом. Жесткая механическая связь оставалась в резерве. Такое
решение было новинкой для самолетов гражданской авиации. Для повышения надежности работы систем
СПС имел три независимые гидравлические системы: две основные и одну аварийную. Эти системы
обеспечивали работу гидроусилителей рулевых поверхностей, выпуска и уборки шасси, управление
передними колесами при маневрировании на земле, опускание и подъем
передней части фюзеляжа, топливных насосов балансировочной системы
самолета и регулирование входных и выходных устройств двигателей.
Шасси - трехстоечное, со спаренными передними колесами и четырехколесными
тележками на главных стойках. Давление в пневматиках колес передней стойки
составляет 1,23 МПа, а главных 1,26 МПа.
Двигательная установка. Четыре турбореактивных двигателя «Олимп» 593 совместной разработки
фирм Rolls-Royce и SNECMA расположены в попарно в двух подкрыльных гондолах таким образом,
что срез сопел находится в плоскости задней кромки крыла. Основная задача форсажных
камер сводится к увеличению тяги во время взлета и при переходе самолета через
скорость звука. Конструкция реверсов тяги обеспечивает во время посадки тормозную
силу, равную 45% взлетной тяги.
На предсерийных самолетах 01 и 02, а также на первых серийных были установлены
двигатели «Олимп» 593Mk602 с форсажной тягой 17260 кгс. На последующих самолетах
предполагалось использовать двигатели 593Mk621 со статической тягой увеличенной до
18100 кгс.
Топливная система включает 17 кессонных топливных баков, расположенных в
крыле и в фюзеляже. Их емкость составляет 119786 л. Топливо используется также для изменения
положения цента тяжести самолета во время перехода через скорость звука и для
охлаждения конструкции. Этой цели служат 4 балансировочных бака ( в передних
околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и 1 бак в
хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла).
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | BAC-Aerospatiale | |
Обозначение | Concorde (Конкорд) | |
Тип | Cверхзвуковой пассажирский самолет | |
Модификация | Серийный | |
Летный экипаж, чел. | 4 | |
Число пассажиров, чел. | шаг кресел - 86 см | 125 |
шаг кресел - 81 см | 144 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 62,10 (62,74) | |
Высота самолета, м | 11,40 (11,32) | |
Размах крыла, м | 25,56 | |
Площадь крыла, м2 | 358,25 | |
Удельная нагрузка на крыло (максимальная), кг/м2 | 517 | |
Удлинение крыла | 1,82 | |
Длина салона, м | 39,3 | |
Ширина салона, м | 2,64 | |
Высота салона, м | 1,95 | |
Максимальная взлетная масса, кг | 185 000 (181 400) | |
Максимальная масса при посадке, кг | 111130 | |
Масса пустого, кг | 78698 (79300) | |
Грузоподъемность, кг | 12700 (11340) | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Двигатель | ТРДФ «Олимп» 593Mk.602 | |
Тяга двигателя, кгс | крейсерская | 4550 |
максимал | 14750 | |
форсаж | 17260 | |
Тяговооруженность | 0,37 | |
Емкость топливных баков, л | 119786 | |
Расход топлива двигателя | л/ч | 28250 |
удельный, кг/кгс*ч | 1,19 | |
Максимальное соотношение массы самолета к форсажной тяге, кг/даН | 2,73 | |
Летные данные | ||
Дальность полета, км | с нагрузкой 8845 кг (M=2,05 на высоте 16 км) | 4500 (5110) |
пустой (M=2,02) | 7500 (6580) | |
на дозвуке | 4900 | |
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) | 2179 (2,04) | |
Крейсерская скорость, км/ч (М=) | на высоте 15600 км | 2146 (2,02) |
дозвуковая | 970 | |
Взлетная скорость, км/ч | 324 | |
Посадочная скорость, км/ч | 300 | |
Практический потолок, м | 19202 | |
Высота крейсерского полета, м | 16764 - 18288 | |
Разбег, м | 1510 | |
Взлетная дистанция, м | 3410 | |
Посадочная дистанция, м | 2220 |
Источники информации:
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /
- «Развитите самолетов мира» / Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарев, 1991 /
- «Цель - 2001 год» / В.Анисимов,И.Волк, 1991 /
- CONCORDE Site
- Concorde SST
- Concord ( Flugzeug )
- NOVA Online Supersonic Spies