Содержание

Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др.
«Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

1. Организация работ в ОКБ Туполева

    Постоянно распространяемое мнение, что самолет Ту-144 проектировался только молодыми специалистами, не соответствует действительности. Андрей Николаевич Туполев, как всегда, лично подбирал людей для выполнения важнейших заданий и никому не доверял этого ответственного этапа. Понимая новизну и остроту решаемых задач, он пытался найти тот золотой сплав зрелости и молодости, который и ранее всегда приносил успех. До 1972 года он лично руководил стратегическими работами по проекту сверхзвукового самолета Ту-144, обеспечивая ему необходимую правительственную, организационную и научную поддержку.
Главный и генеральный конструкторы
Главный и генеральный конструкторы

    Конкретное руководство работами по проектированию самолета Ту-144 осуществлял Алексей Андреевич Туполев, который к этому времени уже около 20 лет работал в ОКБ, начав свою деятельность в Омске в 1942 году. В 1949 году он закончил Московский авиационный институт. В 1953 году А.А. Туполев успешно защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В течение многих лет А.А. Туполев работал в отделе аэродинамики, выполнил многие аэродинамические расчеты. С 1958 года возглавил новое направление в работе ОКБ — изучение сверхзвукового полета на базе развития беспилотной авиационной техники. К моменту начала работ по сверхзвуковому самолету Ту-144 под руководством А.А. Туполева были разработаны и внедрены шесть новых программ по сверхзвуковым проблемам. Более того, только коллектив, который возглавлял А.А. Туполев, имел практический oпыт испытания сверхзвукового самолета (изделие «123») в длительном (более часа) полете со скоростью, соответствующей числу М=2,5. В принятии решения о назначении А.А. Туполева руководителем программы по самолету Ту-144, конечно, решающим были личные отношения отца и сына, но справедливо и то, что, как специалист, Алексей Андреевич Туполев был из лучших кандидатов на этот пост.
    Общая аэродинамическая компоновка самолета Ту-144, увязка основных систем, макетирование и другие сложнейшие системные вопросы эффективно решались отделом проектов, которым руководил В.И. Близнюк. Основные направления работ возглавляли на начальном этапе А.Л. Пухов, Е.И. Холопов, В.И. Козловский, В.Д. Вострокнутов, В.И. Корнеев, Е.И. Шехтерман. Ведущим конструктором по самолету Ту-144 был назначен Ю.Н. Попов. Впоследствии была организована группа ведущих инженеров (В.П. Лебедев, М.А. Фазылов, В.В. Терешин, М.Е. Калманович и другие), которые обеспечивали оперативное решение вопросов на стадии выпуска рабочей документации и передачи ее в производство, сопровождение самолета в производстве. Эта группа в дальнейшем координировала работы при испытании самолетов и их серийном производстве.
    Решение вопросов аэродинамики было поручено отделению, которым руководил Г.А. Черемухин. Это отделение, укомплектованное опытными специалистами по дозвуковым самолетам, к этому времени копило бесценный багаж по беспилотным сверхзвуковым самолетам (130, 121 и 123). В методической части общих аэродинамических расчетов все работы проводились совместно со специалистами ЦАГИ. Основные направления работ на начальном этапе возглавляли К.Н. Бабурин-Бельчиков, Г.Ф. Набойщиков, А.А. Рафаэлянц, М.И. Блинчевский, П.М. Лещинский, Ю.Л. Стрижевский. Серьезные консультации оказывал старейшина аэродинамиков ОКБ А.Э. Стерлин и весь коллектив аэродинамиков ОКБ.
    Решение вопросов прочности конструкции, в том числе усталостной прочности в условиях нагрева, было поручено подразделению прочности, которое возглавлял заместитель А.Н.Туполева, один из старейших работников ОКБ Александр Романович Бонин. Непосредственно работами по самолету Ту-144 руководили А.П. Ганнушкин и В.В.Сулименков. Начальники отделов и бригад И.Б. Гинко, A.M. Давтян, И.К. Куликов, Ф.А. Кочарян, Б.Л. Меркулов, В.Л. Глезер, В.А. Швилкин, В.Г. Юдович, Л.П. Чульский, В.П. Шунаев, В.Н. Перельштейн совместно с другими подразделениями выполнили основной объем расчетов на прочность элементов конструкции, подготовили и провели испытания образцов новых материалов, выдали необходимые рекомендации в конструкторские бригады. В дальнейшем этим подразделением были успешно решены совместно с ЦАГИ и СибНИИА проблемы натурных испытаний и установлены достаточные ресурсы и сроки службы самолета и его систем.
    Проектирование планера самолета осуществлялось под руководством опытнейших специалистов этого дела И.Ф. Незваля, Б.А. Ганцевского. Как и было принято в ОКБ, после первоначального технологического членения самолета на элементы было начато параллельное проектирование деталей и агрегатов в конструкторских бригадах и отделах К.П. Свешникова, С.И. Петрова, И.С. Лебедева, А.С. Прыткова, В.Т. Жвакина, Н.Т. Козлова, О.Н. Головина, А.В. Горбачева, В.А. Чижевского и других. В проектировании планера принимали активное участие специалисты ряда филиалов, в первую очередь Томилинского филиала во главе с В.Ю. Шалтупером.
    Проектирование силовой установки осуществлялось под началом заместителя Андрея Николаевича Туполева — старейшего «моториста» ОКБ К.В. Минкнера. После кончины Курта Владимировича в 1972 году руководство работами было поручено В.М. Вулю. Руководители отделов и бригад моторного отделения Н.П. Балуев, Е.М. Миндлин, Д.А. Кожевников, Б.С. Иванов, А.Н. Курьянский, В.А. Тверецкий, М.Я. Гольдман, Е.Е. Кузьмин, Н.Н. Фураева, Е.Р. Губарь, В.В. Малышев, В.А. Леонов обеспечили проработку и решение основных проблем создания сверхзвуковой СУ, выдачу технических заданий смежникам, выпуск рабочей документации, необходимой эксплуатационной документации по основным системам силовой установки: собственно двигателю, сверхзвуковому воздухозаборнику и его системам, топливной системе, системе балансировочной перекачки, системе дренажа и наддува топливных баков, на опытном самолете — по системам обеспечения реверса.
    Проектирование комплекса оборудования осуществлялось под руководством заместителей Андрея Николаевича Туполева. Сначала эти вопросы решались под руководством Л.Л. Кербера и И.М. Склянского, затем В.П. Сахарова. Огромный вклад в компоновку кабины экипажа и всех приборных досок внес О.С. Архангельский. Разработкой технической документации по основным системам руководили Е.М. Заславская, С.В. Свирский, В.П. Вишневский, В.И. Черенко, Е.К. Моисеев, В.Н. Волохов, И.В. Пешков, В.И. Демешев, Б.В. Сахаров, В.М. Козлов, Е.М. Гиндин, Е.И. Бочаров, И.В. Тарасов, Н.С. Борцов, А.И. Зубарева.
    Работы по проектированию системы управления возглавил Л.М. Роднянский, имевший неоценимый опыт применения автоматизированных систем управления на тяжелых самолетах, полученный в ОКБ В.М. Мясищевя. После его преждевременной смерти в 1971 году подразделение возглавил А.С. Кочергин. Разработка идей по системе управлления велась двумя отделениями: динамики (руководитель Г.А. Черемухин и Г.Ф. Набойщиков) и ситем управления. Работы по основным направлениям возглавляли опытнейшие специалисты ОКБ Б.И. Любецкий, В.И. Гониодский, Н.И. Мартынов, Ю.Н. Каштанов, В.М. Разумихин, А.И. Нефелов. Была также создана последовательная серия уникальных стендов для полунатурного моделирования (инициатором этих работ был Б.Н. Соколов).
    Сложные и новые проблемы были связаны с решением тепловых задач в условиях постоянного кинетического нагрева во время сверхзвукового полета. В ОКБ была создана специальная служба тепловых расчетов и тепловой защиты под началом В.А. Андреева и Г.Т. Кувшиновой.
    Практические вопросы тепловой защиты пассажирского салона, кондиционирования воздуха в кабине на всех режимах полета, охлаждения оборудования решал специально созданный отдел, которым руководил на первом этапе А.С. Кочергин, а затем Г.А. Стерлин. Под руководством И.В. Пономарева (тепловая лаборатория), B.C. Зоншайна, В.А. Пискунова (теплоизоляция), Г.В. Новикова (собственно система кондиционирования и отбор от двигателей), В.Т. Климова (расчетная группа) были разработаны принципиально новые решения тепловой защиты и охлаждения, которые позволили получить высокую весовую отдачу и в дальнейшем практически снять вопросы охлаждения в сверхзвуковом полете как проблемные.
    Разработку шасси проводил специализированный отдел под руководством Я.А. Лившица. Руководители бригад М.Т. Иванов, B.C. Горбунов, В.К. Резайкин обеспечивали разработку систем управления шасси и основных механизмов.
    Отдел К.В. Январева и Л.Д. Дубровина решал вопросы регулирования давления в кабинах, кислородного обеспечения и акустической защиты в салонах.
    Системы пассажирского оборудования и системы аварийного обеспечения проектировали подразделения С.В. Дроздова, Л.А. Коровина, И.Б. Бабина, А.И. Матуса, А.В. Ровицкого, Ю.И. Вуколова.
    Уже в то время выпуск документации обеспечивался примененем вычислительной техники. Отдел вычислительной техники во главе с Б.Н. Соколовым и Б.П. Белоглазовым, руководители бригад этого отдела И.П. Сандрыкин, А.Д. Тузов, А.В. Стасевич, А.Н. Смирнов смогли обеспечить выполнение заданий на самом высоком уровне.
    Огромный объем работ был также произведен цехом плазовых провязок во главе с И.Л. Миндрулом. А.С. Марков, А.С. Петрухин, B.C. Кузьмичев, В.Г. Ховрин, А.И. Денисова, A.M. Прокофьева и особенно А.И. Тархов вели напряженную работу для обеспечения выпуска чертежей в установленные сроки.
    Практически одновременно в Лаборатории испытаний конструкций (ЛИК) под руководством Ф.Г. Лалетина и И.П. Сухарева были начаты испытания образцов новых конструкций коллективов ОКБ. Большой объем испытаний был также выполнен в лаборатории неметаллических конструкций под руководством Я.А. Файнштейна и Б.А. Пешехонова.
    Хотя проектирование самолета идет последовательно по этапам развития проекта, в основном все бригады работают одновременно. И здесь важнейшую роль приобретает авторитет и опыт руководителя работ, квалификация и оперативность сотрудников отдела проектов. На начальном этапе большинство конструкторов функциональных бригад практически переходили в отдел проектов.
    Окончательно ответственность за выпуск чертежей по планеру и самолетным системам опытного и серийного самолета была распределена следующим образом:

№№ Наименование агрегата ОПЫТНАЯ МАШИНА СЕРИЙНАЯ МАШИНА
Бригада-отдел Бригада-отдел
1. Носовой обтекатель П.Д. Петухов (филиал «Т») В.П. Белявский ВФМКБ
2. Передняя часть фюзеляжа и кабина экипажа И.С. Лебедев И.С. Лебедев
3. Переднее крыло Я.М. Орлов
4. Средняя часть фюзеляжа
20-96 шп (опытный) П.Д. Петухов (ф. «Т») П.Д. Петухов (ф. «Т»)
19-110 шп (серийный) Н.И. Федотов (ф. «Т») Л.Н.Кудрявцев (ф. «Т»)
5. Хвостовая часть фюзеляжа К.П. Свешников К.П. Свешников И.В.Горбачев
6. Центральное тело А.Н. Голубев (ф. «Т») В.А. Чижевский
6. Центральное тело А.Н. Голубев (ф. «Т») В.А. Чижевский
7. Носовая часть крыла Куйбышевский филиал В.Ю. Шалтупер (ф. «Т»)
8. Передняя часть крыла В.Ю. Шалтупер (ф. «Т») В.Ю. Шалтупер (ф. «Т»)
9. Средняя часть крыла
Зона 5-7-го лонжерона М.М. Галинников Н.Т. Козлов
Зона 7-11-го лонжерона Н.Т. Козлов В.П. Наумов
10. Отъемная часть крыла Н.Т. Козлов М.М. Галинников
11. Элевоны Н.Т. Козлов Н.Т. Козлов
12. Вертикальное оперение В.А. Разбегаев С.И. Петров
13. Рули направления В.А. Разбегаев В. Г. Резвов
14. Воздухозаборники
Передняя часть Д.А. Кожевников Д.А. Кожевников
Средняя часть Д.А. Кожевников В.Ю. Шалтупер
Задняя часть B.C. Тимофеев B.C. Тимофеев
15. Система управления воздухозаборником М.Я. Гольдман М.Я. Гольдман
16. Мотогондола Крепление двигателей Е.М. Миндлин Е.М. Миндлин
17. Реверс Е.М. Миндлин
18. Установка ВСУ P.M. Белкин В.Ю Емельянов
19. Управление двигателями П.Г. Климков П.Г. Климков
20. Противопожарная система П.Г. Климков П.Г. Климков
21. Топливная система Б.С. Иванов А.А. Курьянский
22. Шасси Я.А. Лившиц Я.А. Лившиц
23. Обтекатель шасси Я.М. Орлов
24. Створки шасси Я.М. Орлов Я.М. Орлов
25. Система управления самолетом М.И. Бирюков М.И. Бирюков
26. Система управления отклоняемым носовым обтекателем Ю.С. Шумилов Ю.С. Шумилов
27. Система управления передним крылом Ю.С. Шумилов
28. Гидрооборудование Н.И. Мартынов Н.И. Мартынов
29. Силовые привода Б.И. Любецкий Б.И. Любецкий
30. Система кондиционирования воздуха Г.А. Стерлин Г.А. Стерлин
31. Система регулирования давления К.В. Январев Л.Д. Дубровин
32. Теплоизоляция и теплозащита Г.А. Стерлин B.C. Зоншайн
33. Кислородное оборудование С.В. Дроздов С.В. Дроздов
34. Катапультные кресла Н.В. Кирсанов
35. Спецоборудование С.В. Дроздов С.В. Дроздов
36. Электросхемы Е.И. Заславская Е.И. Заславская
37. Установка электрооборудования И.С. Тюрин Е.И. Бочаров
38. Установка радиооборудования Е.В. Смирнов Е.И. Бычков
39. Установка радиолокационного оборудования С.В. Крылов B.C. Клыгин
40. Установка аэронавигационного оборудования М.М. Козлова М.М. Козлова
41. Установка систем топливоизмерения В.Н.Волохов В.Н.Волохов
42. АБСУ Л.М. Роднянский Л.М. Роднянский
43. НК Е.В. Смирнов, И.С. Тюрин Е.И. Бычков
44. Бытовое оборудование, интерьер самолета А.В. Ровицкий А.В. Ровицкий
45. Экспериментальное оборудование Б.В. Сахаров В.М. Козлов
Всего было выпущено:
чертежей 24 239 30 970
спецификаций 8 889 11 843
«форматок» - А4 172 138 248 159

    На этапе выпуска рабочих чертежей по самолету Ту-144 широко привлекались квалифицированные инженеры и техники всех филиалов ОКБ и даже работники других конструкторских организаций, главным образом из ОКБ Антонова и ОКБ Ильюшина.
    Для исследований вопросов по самолету Ту-144 и выпуска технической документации А.Н.Туполев задействовал практически весь потенциал конструкторского бюро и ряда смежных организаций.

<< Научная поддержка >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100