Содержание

Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др.
«Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

2. Научная поддержка

    Конструкторский коллектив ОКБ опирался на мощную научную поддержку, которая была оказана практически всеми отраслевыми институтами нашей страны.
    Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) (директора В.М. Мясищев, Г.П. Свищев) обеспечил постоянное сопровождение конструкторских и испытательных работ по вопросам аэродинамики, проектирования сверхзвуковых воздухозаборников и сопел, статической и усталостной прочности. Непосредственно в ЦАГИ были проведены продувки всех аэродинамических моделей, выполнены прочностные испытания планера, отдельных элементов планера.
    Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) (директора С.М. Шляхтенко, Д.А. Огородников). Обеспечивал научное сопровождение разработки двигателей НК-144 ж Д-36-51. На испытательной базе ЦИАМ были проведены испытания агрегатов силовой установки, высотно-климатические испытания двигателей в барокамерах и на натурных стендах.
    Летно-исследовательский институт имени М. Громова (ЛИИ) (директора В.В. Уткин, А.Д. Миронов). Провел летные испытания летающих лабораторий, наземные и летные испытания самолета-аналога МИГ-21. Специалисты ЛИИ непосредственно участвовали во всех этапах заводских и государственных летных испытаний опытного и серийных самолетов Ту-144. При методическом руководстве ЛИИ была создана нормативная база и проведены сертификационные испытания.
    Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ) (директора А.Т. Туманов, Р.Е. Шалин). Разработал новые виды теплостойких алюминиевых и титановых сплавов, новые теплостойкие неметаллические материалы (пластмассы, резины, герметики, композиционные материалы, огнезащитные покрытия, негорючие отделочные материалы). Провел необходимые аттестационные испытания и выдал рекомендации по их применению в самолетных конструкциях.
    Всесоюзный институт легких сплавов (ВИЛС) (директора Н.Ф. Белов, Б.И. Бондарев).
    Разработал и внедрил технологии массового производства листов, профилей из теплостойких алюминиевых и титановых сплавов. Опытный завод института обеспечил поставки материалов на опытный самолет Ту-144.
    Научно-исследовательский институт авиационных технологий (НИАТ) (директор П.Н. Белянин) участвовал в разработке и аттестации технологических процессов нового типа, непосредственно разработал директивную технологию серийного производства самолетов Ту-144 на Воронежском авиационном заводе.
    Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) (директор В.Г. Сувернев). Разработал специальные стенды и методики ресурсных усталостных испытаний с моделированием воздействия факторов сверхзвукового полета (совместно с ЦАГИ). На базе СибНИА проведены основные усталостные испытания элементов планера самолета.
    Институт теоретической и прикладной механики Сибирского отделения академии наук (директора академик В.В. Струминский, Ж.И. Яненко). Испытал серию моделей в сверхзвуковой трубе Т313, решил сложные задачи оптимальной деформации срединной поверхности крыла, интерференции и теплозащиты.
    Научно-исследовательский институт авиационнт Приборостроения (НИИАП) (директора А.Ф. Польский, Б.М. Абрамов). Проводил стыковку навигационного комплекса самолета, отработку взаимодействия с ПМО. Корректировал на стенде систему электроснабжения самолета.
    Научно-исследовательский институт технически стекла (НИИТС) (директор В.Ф. Солинов). Разработал и внедрил теплостойкие и ударопрочные стекла и сложные конструкции типа «триплекс» для кабины пилотов, теплостойкие органические стекла для носового обтекателя.
    Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд» (генеральный конструктор Н.Д. Кузнецов). На этом объединении был выполнен полный цикл создания двигателей НК-144, НК-144А, включающий проектирование, опытные работы, отработку деталей, создание технологии опытного и серийного изготовления, стендовые и специальные испытания. Здесь была создана школа по разработке надежных отечественных авиационных двигателей и внедрены самые мощные двигатели для сверхзвуковых гражданских и военных самолетов.
    Рыбинское конструкторское бюро моторостроения (РБКМ) (генеральный конструктор П.А. Колесов). Обеспечило разработку и внедрение бесфорсажного двигателя нового поколения РД-36-51А.
    Московский институт электромеханики и автоматики (МИЭА) (главные конструкторы Е.В. Ольман, С.П. Крюков). Внедрил новую элементную базу, разработал, провел стендовые испытания и отработку автоматической бортовой системы управления (АБСУ-144), впервые в отечественной практике объединившей функции автоматизации полета и комплексного управления основными системами самолета.
    Ленинградское научно-производственное объединение «Электроавтоматика» (главный конструктор Е.С. Липин). Внедрение новой элементной 6азы, разработка, испытания и внедрение новых датчиков и систем навигации самолета, внедрение навигационного комплекса НК-144.
    Раменское приборостроительное конструкторское бюро приборостроения (РПКБ) (главные конструкторы С.В. Зеленков, B.C. Магнусов). Разработка и внедрение командно-пилотажных приборов (ПКП, ПНП), гиро-инерциальной системы типа «Радуга».
    Московское машиностроительное конструкторское бюро «Родина» (главный конструктор М.П. Селиванов). Разработка и внедрение рулевых приводов, рулевых агрегатов, системы регулирования воздухозаборников, системы управления разворотом передней стойки шасси.
    Агрегатный завод «Наука» (главный конструктор Г.И. Воронин). Разработка и внедрение принципиально новых систем охлаждения открытого воздушного цикла, комплексных систем кондиционирования воздуха в кабинах и отсеках, электронных систем регулирования давления в кабинах, смешанных систем наддува и дренажа топливных баков.
    Агрегатный завод «Дзержинец» (главные конструкторы А.Ф. Федосеев, В.Д. Жарков). Разработали и внедрили принципиально новую первичную систему электроснабжения переменного тока, обеспечили разработку, испытания и внедрение в серийное производство основных элементов системы электроснабжения (генераторы, блоки защиты и регулирования). Для большинства самолетных систем были разработаны новые теплостойкие электромеханизмы.
    Агрегатный завод «Рубин» (главный конструктор И.И. Зверев). Разработка и внедрение приво-^рростоянных оборотов, гидронасосов, тормозной системы, колес.
    Машиностроительный завод «Звезда» (главный конструктор Г.И. Северин). Разработка и внедрение системы спасения на первом опытном самолете. Разработка и внедрение новых систем защиты экипажа, включая противоперегрузочных жилеты и пояса (система ККО-ОС-1). Разработка и внедрение тш их систем сигнализации о пожаре и перегреве конструкции и отсеков, в том числе линейного типа. Лицензионное внедрение быстродействующих систем кислородного питания экипажа и пассажиров.
    Агрегатное конструкторское бюро «Кристалл» (главные конструкторы В.А. Орлов, Е.П. Жуков). Разработка взрывобезопасных центробежных топливных насосов, гидроприводных и струйных топливных насосов для расходных и очередных баков. Изготовление турбонасосной установки и аварийного пневмопривода.
    Ленинградское конструкторское бюро топливоизмерительной аппаратуры (главный конструктор О.И. Башнин). Разработка и внедрение новых систем топливоизмерения и управления топливной системой и системой балансировочной перекачки топлива.
    Куйбышевское конструкторское бюро «Арматурпроект» (главный конструктор В.А. Квасов). Разработка магистральных перекрывных кранов, клапанов, пожарных кранов, бортовых разъемов для топливной и гидравлической систем самолета.
    Производственное Объединение «Коммунар» (г. Киев). Внедрение новой элементной базы, разработка и внедрение радиолокационной станции «Гроза-М-144», радиолокационных ответчиков.
    Конструкторское бюро электроизделий (г.Сарапул) (главные конструкторы Г.Ф. Котлярский, А.А. Горностаев). Разработали комплект посадочных и рулежных фар самолета, бортовые аэронавигационные огни, проблесковые маяки, элементы защитной и коммутационной аппаратуры.
    Кировский филиал агрегатного завода (главный конструктор Л.Н. Негодяев). Разработка и производство основных электромеханизмов, в том числе отклонения носового обтекателя, уборки-выпуска переднего крыла, механизации.
    Орехово-Зуевское конструкторское бюро кислородного оборудования (КБКО). Внедрение и серийный выпуск агрегатов кислородного оборудования собственной разработки и по лицензиям. Участие в разработке снаряжения ККО-ОС.
    Уфимский завод «Гидравлика» (главный конструктор Ю.В. Дмитриев). Проектирование и изготовление фторопластовых и металлических рукавов для гидросистем управления самолетом, систем шасси, воздухозаборников.
    ОКБ «Якорь» (главный конструктор Б.Н. Калугин). Разработка и внедрение вторичных источников электроэнергии.
    Московское конструкторское бюро «Восход» и его харьковский филиал. Разработка и серийное производство системы воздушных сигналов (СВС-30-3), мембранно-анероидных приборов.
    Ульяновское конструкторское бюро машиностроения (УПКБ). Разработка и внедрение основных указателей в кабине экипажа, в том числе указателя и датчиков углов атаки.
    Ступинское конструкторское бюро машиностроения (главный конструктор К.И. Жданов). Разработка и внедрение нового поколения вспомогательной силовой установки ТА-6Ф для обеспечения запуска двигателей НК-144 и РД-36-51, наземного кондиционирования в кабине, аварийного энергообеспечения. Внедрение новых винтовых преобразователей для привода переднего крыла.
    Практически одновременно были подключены основные конструкторские и технологические силы и производственные мощности других отраслей промышленности, среди которых следует отметить такие предприятия, как Куйбышевский металлургический комбинат (поставка листов, профилей, плит, поковок и штамповок из алюминиевых сплавов для серийного производства самолетов), Верхне-Салдинский металлургический комбинат (поставка листов, профилей, плит, поковок, штамповок из титановых сплавов), завод «Электросталь» (поставка листов, профилей, полуфабрикатов из нержавеющих сталей), Никопольский металлургический комбинат (поставка трубных заготовок из всех материалов), Пермский металлургический комбинат (поставка трубопроводных заготовок из специальных сталей), Балашихинский литейно-механический завод (поставка титанового литья), Ржевский литейно-механический завод (поставка алюминиевого литья). К сожалению, в рамках данной книги невозможно перечислить всех участников здания самолета Ту-144, но даже неполный список предприятий и организаций дает представление о масштабах работ и уровне готовности нашей промышленности к работам по сверхзвуковым проектам.

<< Организация работ в ОКБ Туполева Участие летного состав в разработках самолета Ту-144 >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100