Содержание

Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др.
«Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

10. Организация производства опытного и серийных самолетов

    Наличие мощного опытного производства (непосредственно связанного с конструкторским бюро) позволило проводить работы по его организации практически одновременно с проектированием самолета Ту-144. В едином цикле шла разработка директивной и пооперационной технологии сначала для опытного производства. При этом изучался один из главных вопросов программы — возможность использования уже освоенных технологий и необходимость заказа нового оборудования по всем этапам производства.
    В случае с Ту-144 широкое применение титановых сплавов потребовало приобретения и в ряде случаев разработки дополнительного сварочного и станочного оборудования. Большие проблемы были связаны с освоением мощных крупногабаритных фрезерных станков с программным управлением для изготовления панелей и лонжеронов. Первые станки такого типа с ЧПУ, изготовленные на Савеловском машиностроительном заводе, были чрезвычайно капризны, освоение шло очень сложно. Риск испортить дорогие заготовки был велик, и напряжение постоянно витало в воздухе цехов. Было признано необходимым провести значительные организационные мероприятия с созданием специализированных служб.
    Сложнейшие вопросы пришлось решать при разработке стапельной оснастки. Требования конструкторов к точности стапельных форм и качеству поверхности неизмеримо повысились.
    Важнейшим для ускорения программы было решение министра авиационной промышленности об организации кооперации между всеми заводами, которые в дальнейшем должны были строить самолет серийно. Для опытного самолета серийные заводы построили большую часть агрегатов самолета и стапельной оснастки. На следующем этапе большая группа рабочих серийных заводов прошла обучение на опытном заводе и непосредственно участвовала в строительстве первого самолета. По генеральному распределению, утвержденному заместителем министра А.А. Белянским (опытнейшим производственником, который был директором авиационного завода еще в годы войны и внес огромный вклад в развитие авиапромышленности), для первого опытного самолета было принято следующее распределение:
    Воронежский авиационный завод — изготовление отъемной части крыла (ОЧК), переднего шасси, большого количества трудоемких деталей,
    Куйбышевский завод — изготовление рулей направления, элевонов, основного шасси.
    Общую сборку первого самолета и изготовление других элементов самолета выполнял опытный завод и все его производственные филиалы:
    опытный завод — изготовление передней части фюзеляжа и кабины пилотов, средней части крыла (СЧК), общая сборка;
    филиал «Томилино» — передний отклоняемый носок, средняя и хвостовая часть фюзеляжа, вертикальное оперение, центральное тело и носовая часть крыла;
    экспериментальный завод —передняя, средняя и задняя часть воздухозаборников и мотогондолы;
    производство ЖЛИиДБ — механические детали, отработка самолета, участие в общей сборке после перебазирования самолета.
    Перебазирование самолета для окончательной сборки из Москвы в Жуковский всегда представляло собой сложную задачу. Огромное количество транспортных развязок, трамвайные и троллейбусные контактные провода, мосты — все требует тщательной проработки и определения, по сути, всегда индивидуального маршрута для любого агрегата. Для самолета Ту-144 была разработана программа перевозки: из Томилино изготовленный там фюзеляж на специально спроектированной «тележке» был доставлен в Москву, затем после сборки со средней и передней частями крыла он был доставлен в Жуковский. Отъемные части крыла были доставлены из Воронежа на внешней подвеске вертолета Ми-10 (пилотировал вертолет экипаж известного летчика-испытателя Колошенко). В ангаре №2 ЖЛИиДБ были выполнены все операции по окончательной сборке самолета Ту-144.
    Масштабы и напряженность работы по организации производства были колоссальными. Основная нагрузка в этой сложной работе легла на замечательного специалиста и прекрасного инженера-технолога Исаака Борисовича Иосиловича, главного инженера опытного завода Алексея Владимировича Мещерякова, главного технолога — организатора кооперации и всех технологических операций Семена Абрамовича Вигдорчика, главного металлурга Ивана Леонтьевича Головина, организатора всех работ на опытном производстве заместителя главного инженера Владимира Прокопьевича Николаева. Добрым словом следует вспомнить скромного начальника отдела снабжения Михаила Александровича Бормашенко, который в то нелегкое время буквально проявил чудеса в «пробивании» поставки необходимых и самых дефицитных материалов. Чрезвычайно важно, что производство представляло слаженный и дружный коллектив единомышленников во главе с директором опытного завода В.И. Бородько (короткое время завод возглавлял А.Н.Фалеев), заместителем главного инженера В.Ф. Дубровским, начальником производства Л.С. Щавинским, начальниками технологических бригад В.В.Садковым, Ю.Л. Лапоновым, Д.П. Степановым, многими руководителями лабораторий и цехов.
    Возможности опытного производства ОКБ Туполева в начале 60-х годов позволяли выполнять огромный объем работ. Каждый цех имел полный технологический набор оснастки, позволяющей в целом на опытном производстве выполнить весь необходимый перечень работ. Руководители цехов и средний технический персонал имели неоценимый опыт многолетней работы по специальности. К сожалению, в рамках этой книги можно привести только несколько конкретных примеров. Но с огромной благодарностью мы вспоминаем всех наших товарищей — производственников, которые своим бескорыстным трудом сделали второй важный шаг в создании самолетов.
    Цех №2 — самый большой механический цех. Для выпуска деталей самолета Ту-144 оборудование цеха дополнено фрезерными станками ФП-6, ФП-9 с ЧПУ. Начальник цеха Г.И. Соломатин и бригада ВЦ ОКБ И.П. Сандрыкина за короткое время обеспечили как выпуск большинства механических деталей для опытного и ряда серийных самолетов, так и тщательную отработку всех рабочих программ для ЧПУ всех заводов, входящих в кооперацию.
    Цех №6 — гальванический. Здесь были внедрены новые процессы химических покрытий. Но, самое главное, здесь был освоен и затем активно распространен на серийных заводах метод глубокого размерного химического травления (иногда его называют методом химического фрезерования). Начальник цеха Н.Г. Шарлыгин, технологи и рабочие цеха выполнили огромный объем таких работ.
    Цех №10 — цех агрегатной и общей сборки. Были изготовлены элементы топливной, высотной системы, системы управления, выполнен монтаж двигателей. Под руководством Г.Ф. Волкова, Н.В. Птицына, М.П. Гузанова, А.И. Шабанова, И.И. Григорьева, Б.Е. Богданова, A.M. Задудаева и многих других была выполнена сборка основных агрегатов планера и самолета в целом.
    Цех №12 — цех гидрооборудования. Обеспечил монтаж и отработ гидравлических систем управления, монтаж и отработку шасси. Руководители и работники цеха И.Ф. Шабан, А.А. Валевин, Е.Н Красный, А.А. Бабанин, В.В.Родин, В.Н. Борисов, И.П. Зотов и многие другие тщательно и умело организовали сложнейшие работы.
    Цех №13 — цех электрооборудования. Изменение марок проводов, принципов формирования этажерок с оборудованием, абсолютно новое оборудование заставили работников цеха под руководством А.В. Хаханова, М.А. Трайбмана, К.С. Белинова, И.Г. Ананьева, И.С. Ефанова и других полностью изменить технологию, внедрить новые технологии рабочие места.
    Цех №19 — цех изготовления моделей. Мастера высшего класса под руководством В.И. Воробьева ни разу не подвели коллектив по срокам изготовления сложнейших и уникальных аэродинамических моделей.
    Цех №36 — цех неметаллических материалов и герметиков. Обеспечение поверхностной герметизации огромных топливных баков Ту-144 было выполнено работниками цеха одновременно с проведением экспериментальных работ по внедрению оптимальных составов и технологий. Работники цеха под руководством В.Э. Ягнатинского совместно с лабораторией неметаллов выполнили для авиапромышленности практически все экспериментальные работы для решения сложнейшей проблемы обеспечения герметичности самолета.
    Эти и другие цеха опытного завода были подкреплены специализированными производствами филиала «Томилино» (руководители Н.Н. Селиверстов, В.К. Бондарь, Л.Б. Ципорин, Ю.С. Клешнин) и экспериментального завода (ранее московский филиал), специализированного производства для изготовления титановых деталей и воздухозаборников (Д.И. Эйдельман, Н.Г. Радзиминский, В.Д. Талалаев, А.В. Сахаров).
    Огромной заслугой руководителей опытного производства (в первую очередь А.В. Мещерякова, В.П.Николаева), КОПРИНА (А.П. Дымова, Е.Я. Блинова, Я.П. Кундина), начальников подразделений и цехов было ясное понимание важности экспериментальных работ и необходимости их выполнения в самые ранние сроки. Одновременно с работами, проводимыми на опытном самолете, огромные силы были направлены на создание стендов и специальных установок. Практически в каждом подразделении было организовано специализированное подразделение (лаборатории), в котором велись экспериментальные работы по поиску новых решений на первом этапе. На заключительном этапе работ эти же подразделения стали важным элементом исследований по доказательству соответствия требованиям нормам летной годности. Всего было построено 80 натурных стендов, включая стенды силовой установки, натурный моторный стенд, комплексный стенд отработки топливной системы на горячем и холодном топливе, комплексный поворотный стенд, комплекс для отработки технологии азотирования топлива, стенд электризации, стенд молниезащиты, натурный огневой стенд, комплексный стенд системы управления самолетом, стенд динамики самолета, стенд отработки навигационного комплекса, кинематический стенд шасси, натурный тепловой стенд со стендом системы кондиционирования, стенд для статических испытаний планера, стенд для усталостных испытаний планера, стенд для испытания материалов и многие другие.
    Наличие стендов позволило разработать и внедрить комплексную систему оценки отказов с учетом последствий и резко сократить количество сложных отказов, которые были вынесены на летные испытания.

<< Основные геометрические данные (серийный самолет) Самолет-аналог МиГ-21И >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100