Содержание

Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др.
«Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

Влияние внедрения самолета Ту-144 на авиационную транспортную систему

    Для авиационно-транспортной системы наиболее подвижными и активными элементами, определяющими научно-технический прогресс, являются параметры и свойства летательного аппарата. Исторически этот вывод особенно наглядно подтверждается внедрением самолетов с реактивными двигателями взамен самолетов с поршневыми двигателями, что привело к коренному изменению сети авиалиний, инфраструктуры аэродромов, переоснащению служб УВД, образованию новых служб, качественному изменению структуры управления, изменению систем подготовки экипажа и персонала наземных служб, резкому увеличению роли и места воздушного транспорта в общей транспортной системе каждой страны.
    Подобный процесс ожидался и при внедрении сверхзвуковых транспортных самолетов Ту-144 и «Конкорд». Важность ожидаемых изменений заставила Международную организацию гражданской авиации (ICAO) провести специальные исследования. Начиная с 1966 года, разнообразные вопросы, связанные с внедрением сверхзвуковых самолетов, обсуждались на Аэронавигационной комиссии. С 1968 года начала действовать специальная рабочая группа экспертов — представителей 8 стран (США, СССР, Великобритании, Франции, Японии, Австралии, Южно-Африканского Союза, Бразилии), дополненная постоянными экспертами ICAO. Часть специфических вопросов, связанных с влиянием звукового удара, обсуждалась на специальной рабочей группе (Sonic Boom Panel).
    Первые заседания рабочих групп проводились уже в то время, когда существовали только теоретические предпосылки и конструктивные проработки. При этом велась свободная дискуссия, целью которой было формирование перечня наиболее серьезных проблем, которые могут быть привнесены в сложившиеся системы внедрением сверхзвуковых самолетов. Уже в это время велась острая конкурентная борьба между представителями США (которые сначала яро отстаивали позицию сверхзвукового самолета с числом М=3, а затем, после принятия соответствующего политического решения, позицию полного запрета полетов сверхзвуковых самолетов), с одной стороны, и представителями Европы и СССР (которые предлагали проводить объективный подход на базе известных технических материалов) — с другой. Представители других стран в рабочих группах должны были давать по возможности объективные оценки, исходя из специфики и опыта работы в конкретных регионах мира.
    По мере проведения испытаний самолетов «Конкорд» и Ту-144 большинство рабочих документов уточнялось, и к концу 1975 года работа по завершению уточнений Стандартов ICAO была выполна. Дополнительно был выпущен специальный документ — Циркуляр (CIRCULAR 126-AN/91), который был рекомендован всем странам мира для организации полетов сверхзвуковых транспортных и пассажирских самолетов. Отметим, что впервые в практике этой международной организации норматив акты выпускались на основе опыта разработки и испытаний советского самолета.
    Не вдаваясь в подробности этих документов, отметим, что в них учтены все известные особенности СПС и необходимые программные изменения, связанные со скоростью полета (сокращением времени обмена и принятия решений), особенностями полета на высотах более 12 км (аварийное снижение, предупреждение о повышении уровня солнечно-космической радиации), возможностями «линейного ожидания путем заблаговременного перехода на дозвуковые скорости полета, выработаны рекомендации по запасам топлива, установлены минимумы вертикального и горизонтального эшелонирования, внедрена специальная радиотелефонная фразеология.
    Потребовалось изменение структуры региональных служб УВД, уточнение режимов и зон крейсерского полета, изменение зон и методов ожидания в районе аэроузла и на маршруте, уточнение объемов метеоинформации и изменение структуры служб метеопрогнозирования, применение специальных процедур для защиты охраняемых территорий от избыточного уровня звукового удара, разработки аварийных процедур для защиты экипажа и пассажиров от опасного воздействия солнечно-космической радиации.
    Важно, что все изменения, связанные с внедрением новых правил и процедур для сверхзвуковых транспортных самолетов, оказались чрезвычайно полезными для дозвуковых самолетов. По существу все эти изменения внедрены в действующих системах, которые во многом и сегодня готовы обеспечить регулярные полеты сверхзвуковых самолетов.

<< Сотрудничество конструкторов самолетов «Конкорд» и Ту-144 Экономические характеристики сверхзвуковых самолетов >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100