
Ан-22 «Антей»
тяжелый транспортный самолет
История создания
Боевое применение
Катастрофы
Описание конструкции
Конструктивные особенности. Самолет Ан-22 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным
свободнонесущим крылом и двухкилевым оперением.
Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов с использованием титана.
Широко применены клееные конструкции.
Фюзеляж - круглого сечения, типа полумонокок, с работающей
обшивкой. Каркас фюзеляжа состоит из набора стрингеров, шпангоутов и балок.
Обшивка выполнена из дюралюминиевых листов, толщиной 1,2-2,5 мм. Фюзеляж технологически разделен на
четыре отсека: носовую, среднюю, хвостовую и законцовку. В первом отсеке расположена двухпалубная кабина экипажа. На
нижней палубе, в носовой части расположена кабина штурмана, на верхней -
остальных членов экипажа. За ней находится пассажирская кабина на 21 (29) место,
состоящая из трех кубриков (двух на нижней палубе и одного - на верхней).
Аварийное покидание самолета экипажем осуществляется через наклонный тоннель.
Во втором отсеке находится герметизированная грузовая кабина длиной 32,7 м,
шириной 4,4 м и высотой 4,4 м с избыточным давлением 0,25 кгс/кв.см. Грузовой
пол с рифленым настилом, выполненный из титанового сплава, имеет длину 26,4 м.
Наклонная трап-рампа, устанавливаемая на различных уровнях, позволяет
осуществлять погрузку техники как с земли, так и с платформы или кузова
автомобиля.
Третий отсек включает часть грузовой кабины, грузовой люк
(размером 4,4х16 м), закрывающийся рампой с задней створкой, а также негерметическая секция между шпангоутами №
95-100. При полностью открытой створке монорельсы, установленные на ее внешней
стороне, стыкуются с монорельсами грузовой кабины.
Четвертый негерметический отсек образует хвостовую законцовку фюзеляжа.
Крыло - трапециевидной формы в плане, кессонного типа,
делится на центроплан, четыре средние и две отъемные части. Центроплан и средние
части состоят из трех лонжеронов, набора нервюр, верхних и нижних прессованных
панелей. Средние части несут на себе двигатели и двухщелевые закрылки. Отъемные части двухлонжеронные с набором
нервюр, верхней и нижней силовыми панелями. На отъемных частях размещены элероны
с серворулями и сервокомпенсаторами. Хвостовое оперение - свободнонесущее,
двухкилевое. Силовой набор стабилизатора и каждого киля состоит из двух
лонжеронов, нервюр и панелей. Руль высоты и каждый руль направления -
однолонжеронные с нервюрами и химически фрезерованной обшивкой, имеют серворули.
Шасси самолета - трехопорное: две главных опоры и одна передняя нога. Каждая
главная опора состоит из трех стоек с рычажной подвеской двух тормозных колес,
амортизаторов, гидроцилиндров уборки и выпуска шасси. Передняя нога имеет
амортизационную стойку, два тормозных колеса с рычажной подвеской, рулевой
механизм и гидроцилиндр. Уборка и выпуск шасси, торможение колес главных опор,
выпуск и уборка закрылков, поворот колес передней ноги осуществляются двумя
гидросистемами. Система управления шасси позволяет изменять давление в
пневматиках, что делает возможным эксплуатацию не только с бетонированных ВПП,
но и с грунтовых или заснеженных аэродромов первого класса. Рабочее давление в пневматиках шасси составляет 5 кгс/кв. см.
Управление самолетом двойное, смешанное. В фюзеляже проводка тросовая, в крыле и хвостовом оперении -
жесткая из дюралюминиевых тяг. В систему управления рулями и элеронами включены
двухкамерные необратимые гидроусилители, автоматы загрузки с электромеханизмами
триммерного эффекта и рулевые машины системы автоматического управления
САУ-1Т. Высокая степень безопасности полета достигнута возможностью перехода на ручное
серворулевое управление при отказе бустерной системы. На самолете предусмотрено
стояночное стопорение рулей, элеронов, закрылков и механизма поворота колес передней ноги.
Силовая установка. Четыре турбовинтовых двигателя НК-12МА (4х15000 л.с.)
конструкции Н.Д.Кузнецова с соосными четырехлопастными воздушными винтами АВ-90 (диаметр 6,2 м, передний винт
вращается вправо, задний - влево) и турбостартерами ТС-12МА. Для увеличения
тяги до 14 500 кгс на двигателях установлены усовершенствованные редукторы и
винты с коэффициентом полезного действия, превышающим 90 %. Винты были
разработаны под руководством К.И. Жданова. Они оснащены гидромеханизмами регулирования угла установки лопастей в полете и
электрогидравлической системой флюгирования, работающей как в автоматическом,
так и в ручном режимах.
Топливо размещается в 14 центропланных баках, 10 крыльевых баках-отсеках и
шести мягких баках в обтекателях шасси. Баки разбиты на четыре группы, каждая из
которых питает свой двигатель. Вместимость топливных баков - 127600 л. Масляная
система каждого двигателя с баком емкостью 198 л; система нейтрального газа;
противопожарное оборудование, вспомогательная газотурбинная установка (2 ТА-6АI). Двигатель
НК-12МА занесен в Книгу Гиннесса как самый мощный турбовинтовой двигатель в
мире.
Оборудование самолета:
приборное - приборы пилотажно-навигационные и контроля работы силовой установки;
радиосвязное - четыре радиостанции различных диапазонов, СПУ-8, АРК-11, радиовысотометр РВ-4; электрооборудование - источники и потребители переменного
и постоянного тока; высотное - система кондиционирования воздуха в гермокабинах;
противообледенительная система - тепловая и электротермическая;
десантно-транспортное и санитарное; бытовое оборудование.
На самолете был установлен прицельно-навигационный комплекс
«Полет-1» с РЛС «Инициатива-4-100». В 1974 г. установлена более совершенная РЛС «Купол-22».
Комплекс бортовых погрузочно-разгрузочных средств - трап-рампа, являющаяся
также нижней створкой грузового люка (она может фиксироваться в заданном
положении, в частности, на уровне кузова грузового автомобиля или другого
транспортного средства), рольганги, два (4) монорельсовых электротельфера
грузоподъемностью до 2500 кг, способные поднимать с земли и передвигать по
фюзеляжу несамоходные грузы. Это ускоряет и облегчает процессы загрузки и
выгрузки независимо от наличия аэродромных средств. Ан-22 оснащен средствами, обеспечивающими парашютное десантирование
грузов и боевой техники.
«Антей» способен перевозить 290 солдат, 206 раненых, 151
парашютиста-десантника, средний танк (Т-55, Т-62) , до четырех БМД или БМП, а также
практически все типы самолетов и вертолетов фронтовой авиации. Способен
десантировать парашютным способом (методом срыва) технику и вооружение массой до
22 т. Предусмотрена возможность перевозки грузов на внешней подвеске под крылом.
Самолет Ан-22 N01-01 оборудован для перевозки крупногабаритных грузов на внешней
надфюзеляжной подвеске.
Оборонительное вооружение Ан-22 состоит из двух комплектов
кассетных держателей для сбрасывания дипольных отражателей, расположенных в обтекателях шасси.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ О.К.Антонова | |
Обозначение | Ан-22 «Антей» | |
Кодовое обозначение NATO | Cock (Кок) | |
Тип | тяжелый военно-транспортный самолет | |
Первый полет | 27 февраля 1965 г. | |
Принят на вооружение | 1969 г. | |
Экипаж, чел | 5-6 (7) | |
Максимальное число мест, чел | сопровождающих груз | 29 |
солдат | 290 | |
раненых | 206 | |
парашютисты-десантники | 151 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 57,31 | |
Размах крыла, м | 64,4 | |
Площадь крыла, м2 | 345 | |
Высота, м | 12,54 | |
Габариты грузовой кабины, м | 4.4 x 4.4 x 26.4 | |
Длина грузовой кабины с рампой, м | 32,7 | |
Колея шасси, м | 7,95 | |
Масса взлетная, кг | максимальная | 226000 |
нормальная | 205000 | |
Масса, кг | пустого самолета | 118727 |
посадочная | 183000 | |
снаряженного самолета | 120000 | |
Коммерческая нагрузка, кг | максимальная | 60000 |
нормальная | 40000 | |
Запас топлива, кг | нормальный | 60000 (43000) |
максимальн«ый | 96000 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ТВД НК-12МА | |
Мощность двигателя,э.л.с. (кW) | 4х 15000 (11190) | |
Летные данные | ||
Скорость полета, км/ч | крейсерская | 580 (600) |
максимальная | 650 (740) | |
Скорость, км/ч | десантирования | 350 |
посадочная | 240 | |
отрыва | 225 (240-255) | |
Практический потолок, м | 9000 (8000) | |
Дальность полета, км | с нагрузкой 60 т | 3100 |
с норм.нагрузкой | 5225 | |
перегоночная | 8500 (11000) | |
Длина разбега, м | 1460 | |
Длина пробега, м | 800-1040 |
Источники информации:
- Оперативно-стратегический самолет Ан-22 / Вестник авиации и космонавтики №3 2001 /
- Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /
- Ан-22 / МУЗЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ в МОНИНО /
- An-22 (Antaeus) / Russia's Arms Catalog /
- Antonov An-22 Antheus (Cock) / The Aviation Zone /