
Ан-22 «Антей»
тяжелый военно-транспортный самолет
История создания
«Антей» на службе
С 1967 г. Ан-22 находятся на вооружении 12-й Краснознаменной военно-транспортной авиационной дивизии, полки которой размещены
в Мигалово (Тверь) и в Иванове. В марте 1970 г. Ан-22 «дебютировали« в крупных войсковых учениях «Двина», проводимых на территории Белорусского военного
округа. 4 Ан-22 и 280 Ан-12 в одном вылете десантировали воздушно-десантную дивизию в полном составе. В течении 22 минут было выброшено 8000 десантников и
152 ед. боевой техники.
В этом же году была доставлена гуманитарная помощь народу Перу,
пострадавшему от землетрясения. Было выполнено 17 рейсов, доставлено
оборудование полевого госпиталя, звено вертолетов Ми-8 и другие грузы общим
весом свыше 350 т.
В марте 1971 г. 2 Миг-25Р и 2 МиГ-25РБ были
доставлены на Ан-22 в Египет.
В 1973 г. в ходе арабо-израильской войны из СССР на Ближний
Восток частями ВТА (78 самолето-рейсов на Ан-22 и 725 - на Ан-12) перевезено 1700 чел. и 8157 т. грузов, боевой техники и вооружений.
Самолеты 12-й дивизии широко использовались в боевых действиях. Они совершали регулярные рейсы в Афганистан, доставляя военные грузы,
продовольствие и людей. На афганских аэродромах, зажатых горами и обложенных «душманами»,
караулящими в «зеленке» свои жертвы со «Стингерами» и «Стрелами», летчики из Мигалово освоили режим взлета и посадки
«с градиентом», что потребовало от них ювелирного владения самолетом: после отрыва от земли «Антей», с необычной для
этого гиганта резвостью, начинал выполнять крутую восходящую спираль с большим
креном и тангажом, буквально ввинчиваясь в небо.
Таким образом набор высоты проходил в границах прилегающей к аэродрому охраняемой зоны, что затрудняло
противнику применение ПЗРК и зенитных пулеметов. Не менее рискованно выполнялась
и посадка. Следует заметить, что афганский опыт в Мигалово не был забыт и после
войны. Им вновь пришлось воспользоваться в 1995 г. в Чечне, где Ан-22 из Твери
стал одним из первых самолетов, приземлившихся в Грозненском аэропорту после его
освобождения от дудаевцев.
Пришлось потрудиться «Антеям» 12-й втад и при ликвидации
последствий землетрясения в Армении. Они стали первыми самолетами, прибывшими в
республику после поразившей ее катастрофы. На борту двух Ан-22 находились
станции переливания крови, при помощи которых удалось спасти жизни множеству
пострадавших от стихии.
Довелось мигаловским «Антеям» доставлять во Вьетнам
закупленные ВВС этой страны истребители Су-27.
К наиболее важным операциям, выполненным с помощью Ан-22,
относятся также оказание помощи Анголе, подвергшихся агрессии со стороны
ЮАР; доставка грузов после землетрясения в Чили; перевозка на внешней надфюзеляжной подвеске крупногабаритных элементов
крыльев самолета «Руслан».
Фактически сразу же после поступления на вооружение «Антеи»
начали привлекаться и для народнохозяйственных перевозок, в частности, в районах
освоения новых нефтяных и газовых месторождений в Тюмени и Самотлоре. Они
обеспечивали круглогодичную (а не сезонную, как ранее практиковалось в Сибири)
перевозку крупногабаритных агрегатов и механизмов, тяжелой транспортной техники
и даже отдельных домов. Когда тюменским нефтяникам потребовалось доставить
мощные газотурбинные электроагрегаты на Самотлорское месторождение, самолеты
Ан-22 садились на снежную ВПП длиной около 1500 м. Из Ленинграда на мыс Шмидта
«Антеем» был доставлен дизель массой 45 т для местной электростанции. Подобных
примеров уникальной грузоподъемности на счету Ан-22 числится немало.
Источники информации:
- Оперативно-стратегический самолет Ан-22 / Вестник авиации и космонавтики №3 2001 /
- Ан-22 «Антей» / Авиабаза =Kron= /
- Ан-22 / МУЗЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ в МОНИНО /