НПОмаш

П-500 «Базальт»
крылатая противокорабельная ракета

"Базальт"     Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» началась в ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250-89 от 28.02.1963 г.
    «Базальт» предназначался для борьбы с самыми мощными корабельными группировками, включая и авианосные. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Этот комплекс создавался для замены П-6 и имел приблизительно те же весогабаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 также была подобна П-6, но имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы (550 км) и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть (500 кг), спроектированную в ГСКБ-47. Могла применяться и ядерная боевая часть. Ракета размещалась в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые раскрывались в полете при выходе из контейнера.
    На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе (до 8 ракет) и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на ГСН ЗУР противника и обеспечивала неуязвимость КР в зоне ПВО атакуемого корабля. Целеуказание «Базальта» обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда». Для П-500 ЦНИИ «Гранит» разработал систему управления «Аргон», в которую впервые включена бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ)."Базальт" (Фото С.А.Авилова)
    Ракета «Базальт» была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание.
    Неоценимый вклад в решение проблемы прочности конструкции при высоких температурах внес академик В.С.Авдуевский. На основе его фундаментальных трудов была разработана методика проведения теплопрочностных испытаний на стендах.
    Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300 разработанный в ОКБ-300 ГКАТ. В 1965 г. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка для ракеты П-500П готовился проект СПВРД.
    Как и П-6, «Базальт» с подводных лодок запускалась в надводном положении. Это было своеобразной «платой» за возможность перевооружения носителя новым ракетным оружием. Как и у П-6, «Базальт» имел профиль полета «большая высота-малая высота», но в отличие от П-6 длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена.П-500 (Фото С.А.Авилова)
    Эскизный проект П-500 закончен в декабре 1963 года.
    Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. в Неноксе. Ракета 4К77 без радиоаппаратуры запускалась с наземного стенда СМ-49.
    Успешно завершенный объем наземных испытаний позволил в конце 1970 г. перейти к этапу летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). В 1974 г. успешно прошли совместные (государственные) испытания, и по их результатам комплекс «Базальт» в 1975 г. приняли на вооружение атомных ПЛ пр.675 для замены комплекса П-6. Под комплекс «Базальт» было переоборудовано 9 атомных подлодок проекта 675 (675МК).
    Это был первый опыт перевооружения носителя на новый противокорабельный ракетный комплекс.
    В 1977 году «Базальт» принимается на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) типа «Киев» пр. 1143. Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные ПУ с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый - крейсер «Баку» («Адмирал Горшков») имел 6 спаренных установок.
    В 80-е годы этим комплексом вооружали ракетные крейсера типа «Слава» (ныне - «Москва»). Три ракетных крейсера проекта 1164 несли по 16 ПКР П-500 в 16 ненаводящихся контейнерах, без перезарядки. На крейсере «Варяг» пр.1164 ПКРК «Базальт» заменен на комплекс «Вулкан» (в дальнейшем аналогичная замена была выполнена для предыдущих кораблей - «Москва» и «Маршал Устинов»). Перезарядка комплексов «Базальт» и «Вулкан» производится только на базах кораблей, т.к. представляет из себя довольно трудоемкую операцию.
    Комплекс противокорабельного оружия «Базальт» по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за рубежом комплексы аналогичного назначения.
    Серийное производство ракет 4К80 велось на ПО «Стрела» (г.Оренбург).

Установки "Базальтов" на "Баку" (Адмирал Горшков) "Базальты" "Базальты"

Китаский юмор - так еще недавно представляли ракету 4K80Китайский юмор - так еще недавно представляли ракету 4K80

Источники информации:

  1. «Оружие отечественного флота» / А.Б.Широкорад, Минск, Харвест, 2001г. /
  2. «Базальт» и «Малахит», спрессованные в «Гранит» / Независимое военное обозрение от 07.04.2000 /
  3. Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
  4. Крылатая противокорабельная ракета П-500 «Базальт» (4К80)
  5. Ракеты над морем
  6. Aircrafy Specs
  7. P-350 Bazalt 4K-77, P-500 Bazalt 4K-80, SS-N-12 Sandbox / FAS /
  8. "КБ специального машиностроения: От артиллерийских систем до стартовых комплексов" (под редакцией Ушакова В.С.) .СПб, 2004.
  9. Фото С.А.Авилова

Рейтинг@Mail.ru Топ-100