НПО машиностроения
- КБ завода №51 (19.10.1944-19.02.53)
- Специальная конструкторская группа (СКГ) (09.06.1954)
- ОКБ-52 МАП (19.07.1955-1965)
- ЦКБМ МОМ (06.03.1966-1983)
- НПО машиностроения (с 31.01.1983)
Россия, г.Реутово, Московской обл., ул.Гагарина 33.
ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич (30.06.1914-8.12.1984) - советский ученый в
области механики и процессов управления; академик АН СССР (1962; член-корреспондент 1958),
дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).
После окончания в 1937 Киевского авиационного института Челомей
работал там же преподавателем, а с 1941 - в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, где им был
создан пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (1942).
Когда летом 1944 г. стало известно о применении немецких самолетов-снарядов
"Фау-1" против Англии, Челомей по предложению наркома авиапромышленности А.И.Шахурина
и командующего ВВС А.А.Новикова 19 октября 1944 был назначен главным конструктором и директором завода №51, которым руководил скончавшийся
незадолго до этого Н.Н.Поликарпов.
Челомеевскому ФАУ-1 был присвоен индекс 10Х. В 1945-48 гг. 10Х воздушного базирования прошла
летные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Но ВВС фактически
отказалось от этого ввиду малой дальности, скорости и невысокой точности ракеты, а также отсутствия носителей.
При выборе ракеты для ПКР системы "Комета" в 1948 г. проект Челомея
14Х уступил микояновскому КС-1 на базе МиГ-15.
В ходе испытания 1948-52 гг. скорость ракеты 16Х была доведена до 912 км/ч,
но ВВС по-прежнему не устраивала точность и надежность ракеты. Помимо КР, пульсирующий
ВРД Челомея устанавливался также на самолеты, в том числе Ла-11 (были продемонстрированы на параде в Тушино в 1947).
После доклада военными о многочисленных подлогах Челомея в отчетах
по испытаниям ракет 16Х и 10ХН, И.С.Сталин объявил Челомея обманщиком. Согласно ПСМ №
533-271 от 19 февраля 1953 г. ОКБ-51 с опытным заводом были переданы в ОКБ-155, где под
руководством М.И.Гуревича были расширены работы по крылатым ракетам.
Челомею удалось заинтересовать проектом противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) со складным крылом руководство
ВМФ. 9 июня 1954 года приказом министра авиационной промышленности создана организация «Специальная конструкторская группа» (СКГ) под руководством В.Н.Челомея.
19 июля 1955 года постановлением Совета Министров СССР СКГ реорганизованна в Союзное опытно-конструкторское бюро № 52 (ОКБ-52) с передачей предприятию Реутовского механического завода
(бывшего предприятия по ремонту сельхозтехники в г.Реутово (Подмосковье). 19 июня 1955 г. выходит ПСМ по созданию ПКР П-5 с дальностью стрельбы 350 км. 12 марта 1957 г.
состоялся первый пуск П-5, 19 июня 1959 г. ракета была принята на вооружение. Благодаря пуску
непосредственно из контейнера, П-5 оказалась гораздо удачней ракеты П-10 ОКБ-49 Г.М.Бериева.
На базе КР П-5 в течение 1958-1959 гг. было
проработано более 10 вариантов модификаций, из которых наибольшее применение получил комплекс П-5Д, с радионавигационной
станцией более высокой точности и усовершенствованной бортовой аппаратурой.
Постановлением правительства в 1956 г. ОКБ-52 была поручена разработка для ВМФ двух первых ракетных
комплексов загоризонтного поражения целей П-6 и П-35.
После проведения полной программы летных испытаний комплекс П-6 24 июня 1964 г. был
принят на вооружение и стал одним из основных видов оружия подводного флота.
Комплекс противокорабельного ракетного оружия П-35 был принят на вооружение ВМФ для
кораблей, самоходных и стационарных наземных пусковых установок.
С 1958 г. зам.начальника отдела в ОКБ-52 работал С.Н.Хрущев - сын Никиты
Сергеевича. С 1959 - Челомей - генеральный конструктор авиационной техники. В 1958 г. он выходит с предложением о создании многоступенчатой
баллистической ракеты. После одобрения Н.С.Хрущевым, вышло постановление о разработке МБР с привлечением коллективов В.М.Мясищева
и П.О.Сухого. После проведения баллистических расчетов ОКБ-23,
которому поручалось разработка первой ступени, сообщило Челомею о необходимости
переделать проект. Челомей согласился с выводами и ...осенью 1960 мощное ОКБ-23
становится филиалом №1 куда более малочисленного ОКБ-52. Филиалом №2 стал
ГС НИИ-642. А с конца декабря 1962 г. Дубнинский машиностроительный завод и ОКБ-301 им.С.А.Лавочкина
стали филиалом N`3 ОКБ-52. Завод №23 в 1961 году постановлением Совета Министров стал называться Машиностроительным заводом имени Михаила
Васильевича Хруничева.
МБР УР-200 не пошла в серию, уступив место ракете Янгеля Р-36. Но уже МБР 2-го поколения УР-100
были поставлены на боевое дежурство. Это была ракета повышенной боевой готовности, размещаемая в ампулизированном контейнере в шахтной
пусковой установке. Ракета УР-100 (8К84) в варианте противоракеты со сверхмощной
боевой частью, мощностью не менее 10 Мт, должна была стать основой системы ПРО
"Таран". Разработка проекта этой системы была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3 мая 1963 года.
В 1961 году в ОКБ-52 были начаты предварительные работы по
проектированию тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты, получившей
обозначение УР-500. Ракета была задумана как средство доставки мощнейшей головной части
с ядерным зарядом. 29 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР о
создании новой ракеты.
Опыт ОКБ-23 в разработке проектов воздушно-космических аппаратов
ВКА-23 и ПКА позволил быстро разработать ряд проектов маневрирующих спускаемых аппаратов, в т.ч.
ракетоплана "Р". Первые спутники ОКБ-52 "Полет-1" (1963) и "Полет-2"
(1964) уже умели менять орбиты.
Челомей составил конкуренцию С.П.Королеву и в "Лунной гонке". Проект ОКБ-52 предусматривал пилотируемый облет Луны КА
"ЛК-1" и осуществление посадки экипажа на Луну и возвращение его на Землю с помощью КА "ЛК-700". Для первого полета предполагалось
использовать челомеевскую ракету УР-500К, для второго - УР-700. Последняя разрабатывалась как развитие "УР-500".
После смещения Н.С.Хрущева, поддержкой которого пользовался Челомей, с поста первого секретаря ЦК КПСС в октябре 1964, в ОКБ нагрянула
комиссия под руководством М.В.Келдыша. Многие проекты были закрыты, в том числе и работы над ракетопланом, УР-700 и др. Продолжались работы только по варианту спускаемого аппарата ЛК-1 лунной программы. УР-500 пришлось поменять военный статус
на космический.
Первый пуск РН "Протон" состоялся 16 июля 1965 года. Тяжелый научный спутник, по имени которого и был назван
носитель, был спроектирован также в филиале №1 ОКБ-52.
В ноябре 1964 Машиностроительный завод им.С.А.Лавочкина выводится из состава ОКБ-52.
2 марта 1965 года Постановлением Совета Министров СССР № 126-47 ОКБ-52 было передано в состав Министерства общего машиностроения, а приказом министра С.А.Афанасьева № 109 от 6 марта 1966 г. союзному ОКБ-52 было присвоено наименование «Центральное конструкторское бюро машиностроения» (ЦКБМ).
ОКБ-23 стало называться Филевским филиалом ЦКБМ.
ОКБ-23 занимается проектированием трех- и четырехступенчатого варианта РН "Протон",
ведет предварительные работы по своей лунной программе. Кроме собственно ракет идут большие работы по военному комплексу "Алмаз", орбитальным станциям "Салют-3, -5".
ЦКБМ продолжает работать как над ПКР П-70 "Аметист", П-25, П-120 "Малахит", П-500
"Базальт", П-700 "Гранит", МБР УР-100УТТХ, УР-100К, УР-100У,
УР-100Н, так и над ракетами-носителями УР-500К, космическими аппаратами ИС, ИС-М, УС, "Алмаз".
В конце 70-х годов ОКБ-23 было выведено из подчинения Челомея и преобразовано в КБ "Салют".
31 января 1983 года приказом министра общего машиностроения СССР № 37 Центральное конструкторское бюро машиностроения преобразовано в Научно-производственное объединение машиностроения (НПО машиностроения).
С 1952 В.Н.Челомей профессор МВТУ им. Баумана. Основные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической
устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов. Действительный член Международной академии астронавтики (1974). Депутат Верховного Совета СССР 9-го и 10-го
созывов. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1967, 1974, 1982).
Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями. Золотая медаль им. Н.Е. Жуковского "За лучшую работу по теории авиации" (1964), золотая
медаль им. А.М.Ляпунова АН СССР "За выдающиеся работы в области математики и механики" (1977).
Ефремов Герберт Александрович (1933 г.) - кандидат технических наук, профессор МГТУ. Герой Социалистического Труда (1963), лауреат Ленинской и Государственной премий.
Леонов Александр Георгиевич (1952 г.) - с 2007(?) г - Генеральный директор, Генеральный конструктор АО "ВПК "НПО машиностроения". Родился 26 февраля 1952 года в г.Моршанске Тамбовской области. В 1975 году окончил МАИ им. С.Орджоникидзе по специальности "Летательные аппараты". На предприятии с 1975 года. Прошел трудовой путь от инженера-конструктора до руководителя фирмы. Доктор технических наук. Профессор. Заведующий кафедрой СМ-2 МГТУ им. Н.Э. Баумана. Лауреат премии Правительства РФ, Заслуженный машиностроитель РФ. Награжден Почетной грамотой Правительства РФ, медалями.
Литература:
- Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство "Советская энциклопедия" 1985
- Академик Челомей и его время. / В.Родиков. "Загадки звездных островов, 1989 /
- "Противоракетная и противокосмическая оборона" / "Невский бастион" 1998 /
- Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
- История крылатых