Ракета К-15 (изделия 275, 278 и 280)
ракета большой дальности класса «воздух-воздух»
С.А.Лавочкин был подготовлен к внедрению на истребители ракетного оружия более, чем другие советские авиаконструкторы. С 1950 г. он руководил созданием зенитных ракет для первого отечественного комплекса
«Беркут», а затем и ракет «воздух-воздух» для авиационного комплекса Г-300. Активное взаимодействие с головным
разработчиком комплексов - КБ-1 породило у Семена Алексеевича стремление лично
возглавить создание еще более перспективных систем вооружения. Исходя из огромного авторитета Лавочкина, Правительство в середине пятидесятых годов
доверило ему не только разработку межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», но и создание зенитно-ракетной системы
«Даль» и авиационно-ракетного комплекса перехвата К-15 на базе самолета Ла-250. К сожалению, ни один из этих обогнавших свое время проектов не был успешно завершен главным конструктором, скончавшимся в 1960 г.
В разрабатываемом по Постановлению Правительства от 20 ноября 1953 г. №2837-1200 комплексе К-15 руководимое Лавочкиным ОКБ-301 выступало в качестве разработчика самолета-перехватчика и создателя предназначенных для него ракет
«воздух-воздух». Правительственным документом предусматривалось обеспечить поражение целей на дальности до 15 км. Масса ракеты должна была составлять 500...600 кг при оснащении боевой частью массой 120 кг. Радиолокационная станция самолета-носителя должна была обнаруживать цели на удалении до 30км, осуществляя захват на автосопровождение на дальности 20...22 км. Основным разработчиком радиоэлектронных элементов комплекса - радиолокатора К-15У и бортовой электроники для наводимых по лучу ракет являлось НИИ-17. В дальнейшем к работам по радиоэлектронной части привлекли НИИ-648. Автопилот разрабатывался заводом № 923, боевая часть - НИИ-6, радиовзрыватель - НИИ-504.
Для ракет - «изделий 275», была принята нормальная аэродинамическая схема с Х-образным расположением
«ромбовидных» крыльев и треугольных рулей. В «изделии 275», как и в разрабатывавшихся для комплекса Г-300 ракетах
«210» и «211», использовалась жидкостная двигательная установка, работающая на азотнокислотном окислителе и триэтиламинксилидине в качестве горючего. В целом компоновка была близкой к зенитной ракете В-750 для комплекса С-75, ранее начатой разработкой в ОКБ-2 П.Д. Грушина. В носовой части ракеты располагались радиовзрыватель и кумулятивная боевая часть массой 140 кг, за ними - топливный отсек с баками на 133 л окислителя АК-27 и 70,5 л горючего ТГ-02. Далее находился приборный отсек с аппаратурой радиоуправления, автопилотом, пневмоблоком с шар-баллоном со сжатым воздухом объемом 20,6 л под давлением 320...360 кг/см2. В хвостовом отсеке устанавливались рулевые машины и разработанный в КБ Исаева жидкостный ракетный двигатель тягой 2,83 т, обеспечивающий время работы до 225 с. Ракета комплектовалась батареей 26КФАФО. Для обеспечения пуска использовался окислитель М-50.
Ракета массой 800 кг имела длину 5,7 м при диаметре 0,45 м и площади крыла 1,6 м. Расчетная дальность пуска на высоте 12 км составила до 20...22 км при атаке цели в передней полусфере и до 13 км в задней, что несколько уступало заданной величине - 15 км.
В 1954 г. был выпущен эскизный проект «изделия 275», началась разработка рабочих чертежей, были проведены продувки моделей в аэродинамических трубах.
Однако судьба ракеты и комплекса в целом сложилась крайне неудачно. При первой же попытке взлета 16 июля 1956 г. самолет Ла-250 был основательно поврежден. Как оказалось, без радикальной доработки бустерной системы и других элементов контура управления Ла-250 был принципиально неспособен к нормальному полету. К этому времени было изготовлено 5
«изделий 275», началась его стендовая отработка. Приступили к изготовлению более легкого
«изделия 280», выпустили рабочие чертежи «изделия 277».
Требования к ракете «277» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, предназначавшейся как для борьбы с одиночными, так и
групповыми целями и разрабатывавшейся на базе «275А». окончательно сформулировали в январе 1957 года. Она должна была поражать цели типа разведчик
и бомбардировщик на высотах 23000-25000 м в задней полусфере, летящих со скоростью до 1300 км/ч на удалении от 3 до 10 км, а в передней - на высотах
8000-15500 м и скорости до 1400 км/ч. Вес ракеты со 120-кг боевой частью не должен был превышать 800 кг. Ракета «279» отличалась ядерной боевой частью, а
«280» - твердотопливным двигателем и меньшей дальностью пуска.
16 июня 1957 г. из-за внезапно испортившейся погоды был разбит при посадке второй Ла-250 и только в 1958 г., на третьем летном экземпляре самолета, наконец начались систематические испытания. Не удалось в срок разработать и РЛС К-15У с требуемыми характеристиками. По Постановлению от 16 апреля 1958 г. разработка этой РЛС в НИИ-648 была прекращена. В результате ее заменили на радиолокатор типа
«Сокол-2» с худшими данными. Исходя из меньших дальностей обнаружения и захвата цели на сопровождение уменьшилась и дальность пуска ракет, что позволило существенно снизить их массу, что и было реализовано в
«изделии 280».
В результате неоднократного изменения требований Заказчика и задержки с носителем работы по ракете
«275» и ее твердотопливному варианту - «изделию 278» - не вышли из стадии баллистических пусков с наземных пусковых установок, а относительно малогабаритные
«280» испытывались только на наземных стендах. Не были завершены работы и по твердотопливному «изделию 278».
Для осуществления старта с земли на ракете были установлены поршневые ускорители.
Весь комплекс управления и наведения ракет «275А» был отработан на полигоне со специальной наземной пусковой установки и специальной наземной радиолокационной станции управления и наведения.
В целом работы по К-15 недопустимо затянулись. Только в августе 1958 г. должны были начаться пуски К-15 с Ла-250. Однако в июне того же года постановлением Правительства была развернута разработка дальнего авиационно-ракетного комплекса перехвата Ту-28-80, предназначенного для решения тех же задач, что и Ла-250-15. Тем не менее работы по Ла-250 продолжались и в 1959 г., правда, в вялотекущем режиме - основные силы лавочкинского КБ шли на отработку зенитной ракетной системы
«Даль» и межконтинентального самолета-снаряда «Буря». Окончательно работы по системе К-15 были прекращены по Постановлению от 4 июля 1959 г.
Описание | |||||
---|---|---|---|---|---|
Конструкция | ОКБ-301 С.А.Лавочкина | ||||
Обозначение | 275 (первый проектный вариант) | 275 (проект) | 275А | 277 (проект) | |
Тип | ракета большой дальности класса «воздух-воздух» | ||||
Первый пуск | - | ||||
Система наведения | радиокомандная (по лучу РЛС) | Полуактивная РЛ ГСН | |||
Геометрические и массовые характеристики | |||||
Длина ракеты, м | 6,4 | ||||
Диаметр ракеты, м | 0,45 | ||||
Размах крыла, м | 1,75 | ||||
Масса ракеты, кг | 600 | 870 | 800 | 800 | |
Масса боевой части, кг | 150 | 125 | 140 | 120 | |
Силовая установка | |||||
Число двигателей | 1 | ||||
Двигатель | ЖРД ОКБ-2 А.М.Исаева | ||||
Тяга двигателя, кгс | 2830 | ||||
Компоненты топлива | окислитель | азотная кислота | |||
горючее | триэтиламинксилидин | ||||
Летные данные | |||||
Скорость (м/ч) | 3000 | 3900 | |||
Скорость пуска (км/ч) | 1400 | ||||
Скорость полета цели (км/ч) | до 1250 | до 1200 | в задней полусфере - до 1300 км/ч (цели типа разведчик и бомбардировщик) в передней полусфере - до 1400 км\ч (такие же цели) | ||
Высота целей, км | до 20 | до 19,5 | в задней полусфере - 23000-25000 м (цели типа разведчик и бомбардировщик); в передней полусфере - 8000-15500 м (такие же цели) | ||
Дальность пусков, км | 15 | 20 (наклонная с включенным ЖРД) | 9-20 15 (наклонная с включенным ЖРД) |
в задней полусфере - 3-10 км (цели типа разведчик и бомбардировщик) |
Источники информации:
- Ракета К-15 (изделия 275, 278 и 280) / Р.Ангельский, Авиация и космонавтика 11.2002 /
- Система К-15 / АО "НПО Лавочкина" /