Х-22
крылатая ракета системы К-22
Работы над крылатой ракетой Х-22 в составе комплекса К-22 были начаты по Постановлению Совета министров СССР
№ 426-201 от 17 июня 1958 г. Разработка комплекса была поручена дубнинскому филиалу ОКБ-155. Первые опытные образцы самолетов-снарядов были изготовлены в 1962 г. заводом № 256 ГКАТ. Аппаратура головки самонаведения первоначально отрабатывалась на летающей лаборатории Ту-16К-22.
Х-22 имела планер, спроектированный по нормальной самолетной схеме со средним расположением крыла и стабилизатора. Ракета разрабатывалась в двух вариантах: для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т. е. отдельных кораблей) и площадных целей (авианосные ордера, конвои, наземные цели). В точечном варианте на ракеты устанавливалась активная радиолокационная головка самонаведения, обеспечивающая захват цели еще на подвеске носителя перед пуском. В площадном варианте на ракете устанавливался автономный автономный счислитель пути (ПСИ), состоящий из измерителя доплеровских частот, вычислительного устройства и гироскопического устройства. Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд но курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот АПК-22А с гидравлической рулевой машинкой. В точечном варианте ракета может нести два вида зарядов Н и М (обычный и специальный), в площадном - один М.
Х-22 была оснащена 2-камерным многорежимным жидкостным реактивным двигателем Р201-300 (С5.33). Стартовая тяга двигателя составляла 83 кН, маршевая - 5,9 кН, вес топлива - около 3 т. Скорость полета на марше 3600-3000 км/ч.
После отцепки от самолета происходило самовоспламенение компонентов топлива и
начинался разгон ракеты с одновременным набором высоты (в зависимости от выбранной программы, определяющей
характер траектории полета ракеты, устанавливаемой перед отцепкой). После достижения заданной скорости двигатель
ракеты переводился на маршевый режим работы.
При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следит за целью в двух плоскостях и выдает
управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществляется при контакте с целью, а заряда М
- по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсера самолетом-носителем
- до 340 км. Дальность захвата и сопровождения той же цели 250-270 км.
Ракета Х-22 оказалась весьма эффективным противокорабельным средством даже без применения ядерного заряда. Испытания показали, что
в случае поражения морской цели попадание Х-22 в борт корабля-мишени вызывало повреждения,
которые могли вывести из строя авианосец или крейсер. При подлетной скорости в 800 м/с пробоины составляли
22 м2, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12
м !
Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) - около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества
- около 600 кг. Такого количества взрывчатого вещества вполне хватало для уничтожения типового
заводского цеха или железнодорожного моста. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты).
При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя.
Бортовая аппаратура ракеты излучает в направлении цели электромагнитные волны определенной частоты и принимает их в отраженном виде от «бегущих» участков земли, непрерывно определяет вектор истинной скорости ракеты, который затем интегрируется по времени, непрерывно определяется оставшаяся дальность ракеты до цели и ведется удержание по курсу, заданному с бота носителя. На заданном расстоянии автопилот переводит ракету в пикирование на цель под углом 30°. Подрыв заряда Н происходит на заданной высоте или при встрече с преградой.
Дальность стрельбы Х-22 по площадям зависит от скорости и высоты самолета-носителя в момент отцепки:
Скорость самолета-носителя,км/ч | 950 | 1400 | 1720 |
Высота пуска, км | 10 | 12 | 14 |
Дальность стрельбы, км | 400 | 500 | 550 |
Круговое вероятное отклонение ракет Х-22 при стрельбе по площадям - 5 км.
Первоначально ракеты Х-22 поступили на вооружение самолетов Ту-22К. Ракета в полуутопленном положении размещалась под фюзеляжем носителя. Летные
испытания Х-22 были начаты 1 июля 1961 г. на двух бомбардировщиках
Ty-22К (.№ 24 и № 25), но закончились лишь в 1967 г.
Работа над Х-22 была продолжена в МКБ "Радуга", созданном в середине 60-х
гг на базе филиала ОКБ-155-1. В 1975 г. носителем Х-22 стал Ту-95К-22, который мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две
- на подкрыльевых узлах. И, наконец, во второй половине 1970-х гг., ракетами Х-22 стали оснащать новейшие сверхзвуковые самолеты Ту-22М2 и Ту-22М3, которые могли нести
до трех ракет - одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом.
Ракета Х-22 была непопулярна у наземных команд обслуживания из-за ее
высокотоксичного окислителя. Пары окислителя были настолько ядовиты, что
техники должны были надевать ОЗК (общевойсковой защитный комплект) и противогазы при подвеске ракеты.
Крылатая ракета Х-22 долго находилась в производстве и имела ряд модификаций.
- Ракета Х-22 с самонаведением:
- Х-22ПГ, принята на вооружение в 1968 г.;
- Х-22МА, принята на вооружение в 1974 г., скорость полета увеличена до 4000 км/ч;
- Х-22П, принята на вооружение в 1976 г., имеет пассивную систему самонаведения (наводится по излучению радиотехнических средств противника). В этом варианте заряд был обычным несколько уменьшенной мощности;
- Х-22МП, принята на вооружение в 1974 г., имеет пассивную систему наведения, скорость полета увеличена до 4000 км/ч.
- Ракета Х-22 для стрельбы по площадям:
- Х-22 ПСИ, принята на вооружение в 1971 г.;
- Х-22М, принята на вооружение в 1976 г., скорость увеличена до 4000 км/ч;
- Х-22НА, принята на вооружение в 1976 г., система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.
В 1970-х гг. проходила испытания экспериментальная ракета Х-22Б (для стрельбы по площадям), которая двигалась по полубаллистической траектории.
Х-22Б развивала скорость до б М и имела максимальную высоту полета 70 км. На вооружение Х-22Б принята не была. Технические проблемы закрыли этому изделию путь в серию, однако на базе Х-22Б был создан целый ряд экспериментальных ЛА, предназначенных для исследования аэродинамики гиперзвуковых скоростей, испытаний новых двигателей (в том числе прямоточных и внешнего сжатия) и САУ. Часть этих работ проводилась совместно со специалистами из США.
Советское руководство считало самолеты Ту-95К-22 и Ту-33М3 с ракетой Х-22 наиболее эффективным средством для борьбы с авианосцами. Поэтому советские тяжелые самолеты систематически приближались к американским авианосным соединениям и фиксировали действия радиоэлектронных помех американцев. По свидетельству штурманов, эффективность этих средств была колоссальной: метки цели на экранах буквально тонули в облаке помех, целиться становилось невозможно. Поэтому был разработан вариант атаки, согласно которому в первую очередь запускалось восемь ракет Х-22 с ядерными боевыми частями не по конкретным целям, а по площади, где должно было находиться американское авианосное соединение. Считалось, что после этого действие радиоэлектронных средств противодействия существенно уменьшится, и вторая волна ракет Х-22 найдет уцелевшие цели.
В середине 90-х Х-22 послужила основой для создания гиперзвуковой летающей лаборатории Радуга Д2.
Новая ракета Х-32, разрабатываемая HПО "Радуга", как и Х-22,
будет оснащена усовершенствованными двигателем и головкой самонаведения.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ А.И.Микояна / МКБ "Радуга" | ||
Обозначение | Х-22ПГ | Х-22 ПСИ | |
Обозначение NATO | AS-4 Kitchen | ||
Первый пуск | 1962 | ||
Принятие на вооружение | 1968 | 1971 | |
Тип ГСН | радиолокационная активная | инерциальная | |
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина, м | 11,3 (120 | ||
Размах крыла, м | 3 | ||
Диаметр, м | 0,94 (0,92) | ||
Стартовый вес, кг | заряд М | 5635 | 5770 |
заряд Н | 5675 | ||
Тип боеголовки | заряд М | специальная (350 кт) | специальная (350 кт) |
заряд Н | фугасно-кумулятивная (600 кг) | ||
Масса БЧ, кг | 900 (1000) | ||
Масса топлива, кг | 3000 | ||
Силовая установка | |||
Двигатель | ЖРД Р-201-300 (С5.33) | ||
Тяга, кгс (кН) | стартовая | (83) | |
маршевая | (5,9) | ||
Летные данные | |||
Скорость, км/ч | 3000-3600 (2700-3000) | ||
Дальность пуска, км | 270 | 400-550 | |
Потолок, м | 24000 |
Источники информации:
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
- «Морская ракетоносная» / Журнал «Авиация и космонавтика», N11-12, 1997г. /
- AS-4 Kitchen / FAS - Russian and Soviet Nuclear Forces /