
Р-500
беспилотный перехватчик
В 1958-м в ходе всеобщей «ракетизации» страны ведущие
самолетостроительные фирмы стали заниматься созданием несвойственной им.
ранее ракетной техники. Так, в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева началась
разработка перехватчика Як-35МВ с ракетой класса «воздух-воздух» К-35. В ОКБ П.О.Сухого
и А.И.Микояна для перехватчиков Т-37 и
Е-150 проектировались ракеты К-9-51 и К-9-155.
В июне 1958-го ОКБ-155 получило задание на экспериментальный беспилотный перехватчик
класса «земля-воздух» Р-500 (КР-500), предназначенный для поражения высотных
скоростных самолетов, крылатых ракет на встречных и встречно-пересекающихся курсах.
При этом дальность перехвата должна была находиться в пределах 800-1000 км, высота - 25-30
км при маршевой скорости 4700 км/ч. Эскизное проектирование Р-500 завершилось в 1960-м.
Комплекс С-500 с перехватчиками предназначался для обороны
крупных районов. В его состав входили несколько РЛС наведения и ряд пусковых
установок с перехватчиками. Запуск мог производиться вертикально или наклонно как
со стационарных пусковых установок с автоматическими системами заряжания, так и
с самоходных, имевших по одному перехватчику каждая.
Р-500, выполненный по самолетной схеме, имел высокорасположенное тонкое треугольное
крыло со срезанными концами без элеронов. Киль и стабилизатор цельноповоротные,
последний с дифференциальным (для управления по крену и тангажу) отклонением.
В дальнейшем планировалось на Р-500 применить газодинамическое управление для
перехвата целей, летящих на высотах более 35 км.
Оборудование Р-500 включало: автопилот, турбогенераторный электроагрегат, головку самонаведения и станцию наведения с линией передачи команд с земли, а также неконтактный взрыватель, система госопознавания.
Выведение перехватчика в зону захвата цели должно обеспечиваться наземной станцией наведения систем «Воздух-1» и «Луч» или с помощью навигационной аппаратуры. На первом этапе полета Р-500 достигал высоты 15-18 км, имея постоянную скорость, соответствовавшую числу М=3,5, затем цель захватывалась радиолокационной ГСН и перехватчик поднимался примерно на 25 км, разгоняясь до М=4,3, и лишь после этого следовал короткий бросок на большие высоты. Атака могла проводиться как в горизонтальном полете, так с пикирования или кабрирования в зависимости от взаимного расположения цели и перехватчика. На весь полет отводилось около 20 минут.
Заказчик одобрил предложенный проект, но к началу 1961-го работы по нему прекратились. Причина этого довольно проста - отсутствие для него целей. Все прогнозы и проработки инженеров гиперзвуковых и сверхвысотных летательных атмосферных аппаратов оказались ни чем иным, как сказкой.
Описание | |
---|---|
Конструкция | ОКБ-155 |
Обозначение | Р-500 |
Тип | беспилотный перехватчик класса «земля-воздух» |
Силовая установка | |
Маршевый двигатель | СПВРД РД-085 |
Тяга двигателя, кгс (кН) | 10600 |
Стартовый двигатель | 2 х РДТТ |
Летные данные(расчетные) | |
Дальность полета, км | 800-1000 |
Макс. скорость полета, км/ч (М=) | 4700 (4,3) |
Высота полета, м | 25000-30000 |
Источники информации:
- «Забытый проект» / Е. Ерохин. Крылья Родины №2, 2000 /
- «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» (Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000)
- Экспериментальный беспилотный перехватчик Р-500(проект) / Вестник ПВО /
- «ПВРД - задание на завтра» / Е. Ерохин, «Двигатель» #1'2001 /