ОКБ Сухого

Т-60С
Сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности

В 1983 ОКБ им.А.Н.Туполева и им.П.О.Сухого получили требования на бомбардировщик средней дальности для замены Ту-22М3. В ОКБ им.Сухого к этому времени уже велись работы по проекту Т-60, который помимо Ту-22М, должен был заменить Ту-16 и Су-24.
    По свидетельству зам.генерального конструктора ОКБ им.Сухого О.С.Самойловича,  М.П.Симонов, став в 1979 заместителем министра авиапрома, выдвинул идею, что проекты всех новых самолетов должны разрабатываться в ЦАГИ, а КБ обязаны реализовывать эти проекты. Такой проект под обозначением Т-60 с отчетом о проведении модельных испытаний в аэродинамических трубах ЦАГИ был передан в ОКБ им.Сухого в 1981 году, и КБ приступило к работе над ней (Главный конструктор Н.Черняков, ведущий конструктор отдела проектов В.Ф.Маров).Схема "двухтрубного" двигателя
    Разработка эта почти полностью копировала проект самолета Т-4МС, за исключением двух новых и абсолютно абсурдных технических решений. Первое - это уборка поворотных консолей крыла полностью под фюзеляж без учета реальных деформаций крыла. Второе - это применение двигателя с изменяемой степенью двухконтурности на основе так называемого «двухтрубного» двигателя. И в данном случае глупость «лежала на поверхности», однако для высшего руководства все преподносилось как наш советский прорыв в области авиационной техники. Тем более, что такой двигатель был создан в КБ П.А.Колосова и прошел стендовые испытания. При этом не учитывались только два обстоятельства: как этот двигатель «впишется» в самолет, и какими будут выходные летно-технические характеристики. В результатах продувок модели самолета в трубах Т-106, Т-112 и Т-113, представленных ЦАГИ, также содержались серьезные ошибки. Тем не менее по Т-60С до распада СССР в 1991 г. велись полномасштабные проектные работы. Планировалось принятие самолета на вооружение к 2003 г.
    Детали о Т-60С остаются неизвестны. Аналитики предполагают, что Т-60С проектируется скорее для скоростного высотного, чем для маловысотного полета. Крейсерская скорость 2М на большой высоте, использование радиопоглощающих материалов и малозаметной конструкции (Стелс), внутреннее размещение малозаметных КР большой дальности сделает Т-60С идеальным ударным самолетом средней дальности.Т-60С глазами AIR International
    Хотя фотографии Т-60С недоступны, Петр Бутовский (российский корреспондент AIR International) уверен, что Т-60С, весящий около 80 тонн, будет иметь крыло с изменяемой стреловидностью, плоский несущий фюзеляж и 2 двигателя, оборудованные поворотными соплами. Воздухозаборники, по-видимому, будут установлены наверху, немного впереди корневой части крыла. Вооружение должно было включать до шести КР Х-101, а также Х-55 / 65, свободнопадающие бомбы и высокоточное оружие. Малогабаритные ракеты, в частности ПРР Х-41, планировалось размещать на многопозиционных ПУ барабанного типа МКУ6-172.
    В 90-х гг. проект находился в подвешенном состоянии из-за отсутствия средств. К 1998 г. Т-60С продолжал оставаться в стадии долговременного проектирования и по плану он мог бы быть принят на вооружение во втором десятилетии 21-го столетия. В то же время с 1994 начал успешно проходить испытания новый ударный самолет Су-34, который в перспективе заменит Су-24. А Ту-22М3 решено доработать до Ту-22М5 («245»)
    В марте 2000 г. специалисты Военно-воздушных сил России приступили к подготовке заключения об итогах конкурса на разработку нового стратегического ударного авиационного комплекса. Об этом сообщили в Главном штабе ВВС.
    В конкурсе принимали участие Авиационный научно-технический комплекс имени Туполева, являющийся лидером в создании стратегических и дальних бомбардировщиков, а также ряд других российских авиационных фирм, специализирующихся на создании боевых самолетов.
    Каждый из конкурсантов представил несколько проектов нового стратегического ударного авиационного комплекса, который должен будет впоследствии заменить находящиеся сегодня на вооружении бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. По оценке экспертов, с учетом имеющегося научно-технического задела реализовать подобный новый проект в металле можно будет не раньше, чем через 10-15 лет.
    Победитель конкурса пока не объявлен. Так что, возможно, проект Т-60С будет иметь какое-то продолжение.

Описание
Конструкция АООТ «ОКБ Сухого»
Обозначение Т-60С
Проект 1983-93
Тип Сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности
Экипаж
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 40 (38)
Размах крыла, м  x = 70 град 24
x = 30 град 37
Высота самолета, м 10
Взлетный вес, кг 85000
Вес пустого, кг 32000
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ
Тяга двигателя (стартовая), кгс 2х 23500
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость, км/ч (М=) 2,04
Крейсерская скорость, км/ч (М=) 2,02
Дальность полета, км 6000
Дальность полета с макс. нагрузкой, км 2200
Высота полета, м 15000
Потолок, м 20000
Вооружение
Крылатые ракеты Х-55МС, -65, -101 (до 6-8)
Аэробаллистические ракеты Х-15П
Бомбовая нагрузка, т 20

Источники информации:

  1. Blackjack и далее... / Malkolm Davis. AIR International, November 1998 /
  2. Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /
  3. Sukhoi T-60S Bomber / Venik's Aviation Page /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100