НМ-1
самолет-аналог стратегического разведчика
В связи с тем что аэродинамическая компоновка и многие технические решения стратегического разведчика РСР
П.В.Цыбина вызывали споры среди авиационных специалистов,
решили вначале изготовить и провести летные испытания его натурной модели, которая получила условное наименование НМ-1.
Пилотируемый самолет-аналог был изготовлен для отработки конструкции и бортовых систем РСР на
заводе в городе Подберезье (ДМЗ) Московской области.
Конструкцию НМ-1 для экономии времени существенно упростили, однако аэродинамическая
компоновка была полностью идентичной. HМ-1 был оснащен двумя турбореактивными двигателями АМ-5 с суммарной тягой 4
тс. Самолет HМ-1 имел центровку 25,5% САХ (достигалась балансировочным
грузом в носу) и отличался более короткими крылом и фюзеляжем,
состоящим из трех частей - носовой, центральной и хвостовой. В
фюзеляже имелись два топливных бака и бак для гидросмеси; в хвостовой части размещался тормозной парашют. Крыло самолета HМ-1 в
отличие от крыла самолета РСР по рекомендации ЦАГИ было дополнено небольшими аэродинамическими поверхностями ("ластами") с внешней стороны мотогондол.
По конструкции шасси HМ-1 и РСР также несколько отличались друг от друга. При испытаниях применялась оригинальная
конструкция взлетно-посадочных устройств, ранее отработанная на экспериментальных планерах
серии ЛЛ. У самолета HМ-1 оно имело основную опору в виде
посадочной лыжи с деревянным (из ясеня) башмаком в центральной части фюзеляжа, две подгондольные опоры, хвостовое колесо и взлетную
тележку с двумя колесами, которая крепилась к лыже и сбрасывалась непосредственно после
взлета.
Постройку НМ-1 закончили в середине 1958 г. Первая рулежка и
подлет (самолет пробыл в воздухе 17 с) были произведены 1 октября 1958 г. Из-за
сомнений в прочности шасси и в связи с наступлением зимы первый полет состоялся в апреле 1959 г.
План первого полета самолета HМ-1 предусматривал взлет с тележкой, ее сброс,
набор высоты 1500-1200 м и скорости 500 км/ч, полет по коробочке, расчет на посадку и посадку на лыжу. Общая
продолжительность полета должна была составить 15 минут.
7 апреля 1959 г. в 10.55 летчик-испытатель Амет-Хан Султан
начал разбег. Отрыв самолета HМ-1 от земли имел тройной характер.
Первый раз отрыв произошел через 26 секунд после начала разбега
при скорости 285 км/ч. Второй отрыв произошел при скорости 305
км/ч. Третий отрыв был выполнен на 30 секунде при скорости 325
км/ч. Летчик-испытатель не совсем четко выполнял рекомендации по
взлету, а именно производил взлет на большей скорости (вместо 220
км/ч) и меньшем угле атаки (вместо 9-10°). Сброс тележки был выполнен на 44 секунде с высоты 40 м при скорости 400 км/ч. При
ударе об землю тележка разбилась. В дальнейшем сброс тележки стал
производиться с высоты, большей 150 м и с парашютом. По замерам с
сопровождающего самолета Як-25 самолет HМ-1 достиг скорости 500
км/ч и высоты 1500 м.
В полете летчик-испытатель ощущал слабые покачивания самолета HМ-1 по крену, которые легко парировались элеронами. Hа высоте 200 м летчик
убрал газ и начал планировать со скоростью от 380 до 275 км/ч. Вертикальная скорость снижения на высоте 35 м при
скорости 360 км/ч была - 5 м/с, а на высоте 1 метр при скорости 285 км/ч снизилась до 0,5 м/с.
В момент касания земли скорость была 275 км/ч. Посадка была
выполнена также на большей скорости (на 90 км/час) и при меньшем угле атаки. Через 4 секунды после касания был выпущен тормозной
парашют. Во время пробега через 9,5 секунд при скорости 186 км/час воспламенилась подошва лыжи, однако в конце пробега огонь
исчез. Из-за большой скорости посадки длина пробега составила 1180 м (вместо 740 м). При посадке отмечались ударные перегрузки
(от 0,6 до 1,95 единиц). Время первого полета составило 12 минут.
Вскоре были выполнены следующие полеты (3 и 9 июня 1959 г.).
По результатам первых полетов было выявлено, что самолет устойчиво выдерживает направление взлета; органы
управления эффективны, начиная со скорости 60 км/ч; при разбеге и пробеге при скорости
100-200 км/ч есть тряска; взлет затруднен из-за большого усилия на
ручке; имеются покачивания по крену в полете; самолет обладает
хорошей летучестью при посадке; по управлению, выполнению взлета,
построению расчета на посадку и выполнению посадки самолет HМ-1
проще, чем самолеты типа Су и МиГ.
В результате испытаний оказались полностью подтверждены расчетные характеристики, в том
числе на критических и закритических режимах, взлете и посадке. Испытания рассеяли почти все
сомнения относительно возможности достичь на РСР приемлемых летных характеристик на малых
скоростях. Интересно, что при полете НМ-1 на предельно малой скорости сопровождавший его Як-25
не мог лететь «строем» и «проваливался».
Всего С.Амет-Хан выполнил на НМ-1 шесть полетов, а в дальнейшем были еще семь полетов Р.Ф.Захарова. В общей сложности за 1959—1960 гг. на НМ-1 отработали десять летчиков-испытателей, произведя 32 полета продолжительностью от 11 до 40 мин на высотах от 1000 до 4000 м.
Скорость полета более 490 км/ч не получалась (из-за недостаточной тяги ТРД). По результатам летных испытаний HМ-1 в проект самолета-разведчика
РСР были внесены коррективы, направленные на улучшение управляемости и увеличение надежности самолета.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ-256 П.В.Цыбина | |
Обозначение | НМ-1 | |
Тип | Самолет-аналог | |
Первый полет | 7 апреля 1959 | |
Экипаж, чел | 1 | |
Геометрические и масовые характеристики | ||
Длина, м | 26,6 (21,8) | |
Размах крыла, м | 10,8 (8,6) | |
Площадь крыла, м2 | 64 | |
Масса, кг | пустого самолета | 7850 |
взлетная | 9200 | |
топлива | 1200 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРД АЛ-5 | |
Тяга двигателя, кгс | 2000 | |
Летные данные | ||
Скорость, км/ч (М=) | максимальная | 500 (0,98) |
посадочная | 275 | |
Потолок практический, м | 4000 | |
Дальность полета, км | ||
Разбег, м | 1325 | |
Пробег, м | 1180 |
Источники информации:
- «Ему бы быть ракетой» / И.Афанасьев, В.Бобков. «Ас» 1/1993 /
- «Опередившие время» / В.Максимовский. «Вестник Воздушного Флота». 6/96 /
- «История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг» / Гр. авторов, М., «Машиностроение», 2000 /
- «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982
- Russian Aviation FAQ
- «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда